Часть полного текста документа:Понятие качества и организация системы управления качеством Качество - весьма сложная и противоречивая категория. Оно пронизывает все стороны жизни людей, является важнейшим стимулом деятельности каждого человека и общества в целом. В условиях развитых конкурентных отношений качество товаров чаще всего рассматривают как степень их соответствия конкретным требованиям конкретных потребителей. Вместе с тем на многих отечественных промышленных предприятиях и в торговле и до настоящего времени качество продукции воспринимают как степень их бездефектности, поскольку именно дефекты, отказы и другие несоответствия продукции требованиям нормативных документов контролируются отделами технического контроля в промышленности и службами контроля качества в торговле. Это происходит вследствие многих причин и, прежде всего тем, что в течение продолжительного времени в нормативных документах качество продукции трактовалось как ее соответствие требованиям нормативных документов; в промышленности из-за отсутствия конкуренции не уделялось должного внимания потребительским свойствам товаров и внедрению в производство новых изделий; многие производители предприятий все еще не осознали, что экономическая стабильность предприятий определяется в конечном итоге качеством и конкурентоспособностью производимой ими продукции [13, c.28]. Для проведения практических работ по обеспечению качества все субъекты, имеющие к нему отношение, должны использовать единую стандартизированную терминологию. При стандартизации терминов устанавливаются и классифицируются основные понятия, дается их однозначное толкование. Это обеспечивает взаимопонимание всех, кто профессионально занимается решением проблем в области качества [7, c.65]. В настоящее время во всех экономически развитых странах принята единая терминология, содержащаяся в международном стандарте ИСО 8402. Первая версия ИСО 8402 была принята в 1986 г. - за год до введения в действие стандартов ИСО серии 9000. В 1994 г. введена в действие новая версия ИСО 8402. Стандарт издан на трех официальных языках ИСО - английском, французском и русском. В обновленном стандарте число терминов увеличено почти втрое, а в определения содержащихся ранее терминов внесены уточнения. Понятие качество в МС ИСО 8402: 1994 определено так: "Качество - совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности" [15, c.63]. В версии МС ИСО 8402: 1994 в определение понятия "качество" введен термин "характеристика", включающий также понятие "свойство" [1, c.19]. В Беларуси и некоторых других государствах СНГ наряду с МС ИСО 8402 продолжает действовать ГОСТ 15467-79 "Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения". В ГОСТ 15467-79 качество определено только применительно к понятию "продукция": "Качество продукции - совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением". Под продукцией здесь понимается "материальный результат труда, обладающий полезными свойствами, предназначенный для использования потребителем". Анализ терминов, содержащихся в обоих стандартах, показывает, что в них имеются существенные различия как в методических подходах к решению проблем качества, так и в трактовке основных понятий. Общим же является то, что качество продукции определяется степенью соответствия совокупности ее свойств потребностям. Контроль качества товаров в РБ осуществляется на нескольких уровнях управления: на уровне предприятий, отраслевом и государственном. ............ |