Часть полного текста документа:Понятие популярной философии: гносеологические проблемы Гареева Э.А. Существует ли возможность популярно излагать наиглубочайшие истины еще до того, как они уже предстали в ясном и систематически оформленном виде? В "Наставлениях к блаженной жизни" Фихте отвечает на этот вопрос так: среди мыслителей, постигавших эти истины, "бывали весьма неученые, совершенно не сведущие в философии или даже не расположенные к ней люди" [12, с. 23] Сказанное заставляет серьезно задуматься над самим понятием "популярной философии", перейти к выявлению его основных характеристик. Необходимо различать популярное философское знание как таковое и феноменологическое знание того или иного философа, который анализирует и популяризирует это знание. Контуры популярной философии очерчиваются, на наш взгляд, ее ориентацией на общечеловеческие ценности. Популяризация философского текста, разумеется, не должна выступать как популяризация исключительно с целью работы на широкую публику. С другой стороны, если художник будет отталкиваться только от принципа рефлексии над действительностью, то исчезнет всякая живая реальность. В этом плане можно вести речь о так называемых "Сцилле" и "Харибде" популяризации. Г.Риккерт говорит, что "ныне тех, которые с пренебрежением относится к гносеологическим исследованиям, приходится считать фантазерами, которые более опасны для выработки широкого миро- и жизнепонимания, чем те, слишком легко удовлетворяющиеся и невзыскательные натуры, желания которых вообще не идут далее развития специализации в науке" [8, с. 66]. П.Сорокин данную мысль применяет в отношении социологии, утверждая, что "не все можно излагать в популярном курсе: ряд проблем приходится обойти молчанием, другие задеть мельком, третьи изложить догматически... Такова "Сцилла" популяризации этой дисциплины. Ее "Харибдой" служит противоположная опасность. Стремясь дать наукообразную популяризацию социологии, часто дают учебники совершенно не популярные, недоступные широким кругам читателей" [10, с. 5]. Во избежание этих опасностей П.Сорокин в своем учебнике предпринял попытку избрания средней линии. Он затронул лишь основные вопросы социологии. В ряде случаев Сорокин прибегнул к упрощению, но не в такой мере, чтобы упрощение вредило научности. Следовательно, популяризация, как и теоретизация, мысли не должны быть чрезмерными, необходимо искать золотую середину. Однако необходимо учитывать тот факт, что не из всякой философии вырастает популярная философия. Например, философская доктрина Аристотеля в целом трудна для понимания (имеется в виду его "Метафизика"). Как замечает Мартин Хайдеггер в своем произведении "Время и бытие", иногда приходится отказываться от требований непосредственной понятности; он приводит в пример картины Пауля Клее "Святые в окне" и "Смерть и огонь", стихотворение Георга Тракля "Седьмая песнь смерти", теоретические размышления Вернера Гейзенберга. "Но с мышлением, называемым философией, дело обстоит иначе. Ибо от нее ждут "мировой мудрости" если уж и не прямо "наставления к блаженной жизни". Но возможно, что теперь такое мышление придет к осмыслению того, что отстает далеко от мудрости, полезной для жизни. Возможно, понадобится такое мышление, которое должно будет помыслить то, что дает определение даже упомянутой живописи, и поэзии и физико-математической теории. ............ |