Часть полного текста документа:Понятия светскости и веротерпимости. Принципы регулирования отношений Государства и Церкви в сфере образования Захарченко М.В. Общественная жизнь России меняется стремительно. Какими должны стать новые отношения Церкви и государства? Что означает конкретно, во всех правовых ситуациях конституционное разделение Церкви и государства? Молчаливое неприятие - или диалог, основанный на понимании происходящих изменений? Всегда ли диалог равен "клерикализации", о которой много говорят? Хочу привести слова Патриарха Алексия Второго, сказанные на педагогических чтениях в Москве: "Церковь от государства отделить можно, но ее нельзя отделить от общества". В другом ракурсе осветила проблему участница чтений В. М. Якименко: "Государство от церкви отделить можно; сердце и душу от жизни - нельзя." В нашем законодательстве появились два новых принципа, определяющих основания этих новых отношений, которые должны сложиться - светскость и веротерпимость. Светскость и веротерпимость - новые понятия в нашей общественно-государственной жизни. На научном и философском уровне они мало проработаны - так, к примеру, в советском энциклопедическом и философском энциклопедическом словарях издания 1982 и 1983 года мы не найдем разъяснения этих понятий. В толковом словаре Ожегова (издание 1993 года) дано толкование:веротерпимость - терпимость к чужой религии, признание ее права на существование, светский - два значения: 1. Отвечающий понятиям и требованиям света. Принадлежащий к свету ( свет в данном значении - в дворянском обществе - избранный круг, высшее общество ) и 2. Не церковный, мирской, гражданский, противопол. Духовный. Пример словоупотребления: светское образование. Интересно соотнести это со значениями прошлого века, данными в словаре Даля. Светский - несколько значений: 1.земной,мирской, суетный; 2.гражданский; 3. Светская власть - в противоположность духовной, светское духовенство - в противоположность монашеству, светские утехи - шумные, чувственные, светский человек - посетитель обществ, сборищ, увеселений, ловкий приемами, сведущий в гостиных обычаях. Светскость - обходительность, людскость, привычка и умение обращаться в свете, с людьми. Веротерпимость - свобода иноверцам исповедовать свою веру, беспристрастное отношение всякого человека к последователям другого исповедания. Веротерпимое государство - не стесняющее иноверцев в отправлении обрядов. Предоставляя материал толкования анализу читателя, позволим себе сделать некоторые выводы. Понятие веротерпимый укоренено в старом языке как понятие отношения с позиции осознанной веры к исповеданию иной религии, что полностью соответствует смыслу классического понятия веротерпимости, как оно укоренено в европейской культуре: исходно состояние веры - содержание исповедания веры может быть различно. Именно так складывались основания политики веротерпимости в национальных государствах Европы, граждане которых следовали разным конфессиям. "Мы верим в Бога" - эти слова как ежедневное напоминание об основании общественного согласия и ныне надписаны на долларовой купюре. В современном семантическом поле русского языка отсутствует именно значения позиции осознанной веры : отношение к вере заменено отношением к религии, - и это изменение действительно выражает реалии современного идеологического сознания. ............ |