Часть полного текста документа:"Поп-арт" (англ. pop art, от pop - отрывистый звук, лёгкий удар, хлопок, похожий на хлопанье пробки, буквально - искусство, производящее взрывной, шокирующий эффект; трактуется также как сокращение от английского popular art - популярное, общедоступное искусство), неоавангардистское направление в изобразительном искусстве. Явившись своеобразной реакцией на абстрактное искусство и вместе с тем обнаружив связь с дадаизмом (особенно с творчеством М. Дюшана) и сюрреялизмом, "П.-а." получил распространение со 2-й половины 1950-х гг. в США (основоположник направления - Р. Раушенберг; К. Олденберг, Дж. Розенквист, Дж. Джонс, Р. Лихтенстайн, Дж. Дайн), Великобритании (П. Блейк, Р. Гамильтон) и др. странах. Своими целями представители "Поп-арта" провозгласили "возвращение к реальности", "раскрытие эстетической ценности" образцов массовой продукции, языка средств массовой коммуникации (реклама, фото, репродукция, комикс и т.п.), всей окружающей человека искусств. материальной среды. Они буквально воспроизводят (часто с помощью коллажа или иных подобных техник) типичные предметы современного урбанизированного быта (вещи домашнего обихода, упаковка товаров, фрагменты интерьеров, детали машин и т.д.), популярные печатные изображения каких-либо известных личностей и событий или даже включают эти предметы и изображения в композиции в натуральном виде. Подменяя реальность алогичной комбинацией разнохарактерных муляжей, "Поп-арта", как и исторически предшествующие ему течениямодернизма , остаётся замкнутым в круге самодовлеющих формальных экспериментов; он так же далёк от реалистически последовательного изображения действительности, как, например, абстракционизм, являясь, по существу, антиискусством. Известное влияние "Поп-арт." на рекламу, плакат, журнальную графику свидетельствует о его ориентированности на "массовую культуру" капиталистического общества с её девальвацией духовных ценностей. Художники группы, получившей известность в середине пятидесятых годов , за ново открыли то , что любители продолжают считать само собой разумеющимся , несмотря на все усилия убедить их в обратном : что картина - это не "плоская, по существу, поверхность, покрытая красками", на чём настаивал Морис Дени, а узнаваемый образ. Если искусство по своей природе репрезентативно, то современные художественные движения , от Мане до Поллока исходили из ложной посылки , независимо от того, насколько впечатляющими были их творческие достижения. Создалось впечатление , что в последнее столетие живопись была на своего рода добровольной голодной диете питаясь сама собой, а не окружающим миром. Наступило время, когда художники стали испытывать чувство "голода по реальному образу" -голода, которым некогда не мучилась широкая публика, так как её спрос на образность щедро удовлетворялся фотографией, рекламой, журнальными иллюстрациями и комиксами. Почувствовавшие это художники схватились за продукцию коммерческого искусства, потакающую обывательским вкусам. Они увидели в нём главную примету визуального окружения нашего времени, явление, которое начисто игнорировалось представителями " высоколобой " культуры как вульгарное, антиэстетическое, хотя не заметить его кричащего присутствия было невозможно. Только Марсель Дюшан и некоторые из дадаистов с их неприятием любых ортодоксальных суждений осмелились окунуться в эту среду ( см. ............ |