Татьяна Гурова
Происхождение, история развития и краткая мировоззренческая характеристика первого поколения российских предпринимателей, которое возвращает в страну настоящую жизнь
- Если бы вас попросили назвать главные отрицательные и положительные следствия тех социально-экономических реформ, которые пережила Россия за последние пятнадцать лет, вы бы что назвали?
- Применительно ко мне или вообще?
- Вообще.
- Ну, отрицательный момент очевиден. Плохо то, что все блага цивилизации ныне сосредоточены в двух столицах. А отъедешь от Москвы или Питера на четыреста километров, так там тоска безысходная. Конечно, это вызывает некоторую ностальгию по старым добрым временам... В принципе расслоение общества, когда одни, кто пошустрее, резко рванули вверх, а другие, привыкшие к тихой жизни, сильно отстали, тяготит.
Но есть и явный положительный результат. Середина общества, которая осталась между резко рвущимися вперед и теми, кто стоит сзади, эта середина, в России, как правило, весьма образованная и при этом напичканная социалистскими идеями, вроде бы поняла, что, "чтобы лопать, надо топать".
"Чтобы лопать, надо топать". Эта резкая, грубоватая фраза расставила некоторые очень важные акценты. За ней, очевидно, стояло нечто большее, нежели простое соображение: чтобы жить в материальном смысле хорошо, надо много работать. На вопрос, заданный когда-то американцем Эрихом Фроммом, - иметь или быть? - наш собеседник ответил по-русски целостно: чтобы что-то иметь, надо для начала быть. Он сказал: будьте реалистами до примитивизма. Не бойтесь действительности, не чурайтесь ее, не предъявляйте к ней претензий и не требуйте гарантий. Надо слиться с реальностью, почувствовать линию ее перемен, и благодаря одному лишь этому вы обретете твердость и в голове, и под ногами. В этом признании реальной жизни как ценности заключается главный мировоззренческий урок, который преподносит всем нам первое массовое поколение российских предпринимателей, тех, кого в рамках нового исследования журнала "Эксперт" мы назвали предэлитой.
Что такое предэлита
Идея провести исследование "Предэлита" родилась у нас как подражание. В 1995 году, накануне вторых выборов Ельцина, российский социолог Алла Чиркова провела опрос десятка довольно широко известных на тот момент представителей бизнеса, чтобы выяснить их политические и, более широко, мировоззренческие взгляды. Среди опрашиваемых не было таких фигур, как Анатолий Чубайс или Владимир Гусинский, но все респонденты были людьми, чьи деловые успехи в самые первые годы реформ принесли им публичную известность. Важно еще заметить, что большинству из опрашиваемых в то время было лет сорок.
По текстам интервью было видно, что взгляды этих людей составляли стержень публичной политики. Они были безусловными радикалами, либералами и "западниками", и российская политика в целом была именно такой. Нам показалось, что такое совпадение не случайно. Люди, с которыми говорила г-жа Чиркова, по возрасту представляли политически наиболее активное поколение, а по своему статусу они безусловно могли быть отнесены к широкой элите страны. Именно тогда у нас и возникла идея накануне вторых выборов Владимира Путина провести аналогичное исследование, опросив представителей бизнеса в возрасте опять-таки лет сорока, и попытаться узнать, в какой мере теперь настроение бизнес-элиты коррелирует с тем, что происходит в публичной политике.
Однако ход предвыборной кампании (а исследование стартовало в конце лета прошлого года) несколько трансформировал задачу. ............