Дмитрий Воронов, начальник отдела ведения споров и урегулирования разногласий с органами власти
Процесс реорганизации сейчас является, практически повседневным явлением: организации делятся, укрупняются меняют свои организационно правовые формы и пр. В большинстве случаев в результате реорганизации, свою деятельность прекращают одни и образуются другие юридические лица.
Необходимость реорганизации определяют собственники организации или руководитель и цели ее проведения могут быть различными - оптимизация управленческих функций и налогообложения, деление или объединение бизнеса и многое другое.
В статье мы рассмотрим актуальные проблемы и сложные моменты при уплате НДС в случае реорганизации.
Общие вопросы, связанные с реорганизацией
Статья 50 Налогового кодекса посвящена порядку исполнения обязанности по уплате налогов при реорганизации юридических лиц. Обязанность по уплате налогов реорганизованной организации исполняется ее правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном данной нормой.
Проведение реорганизации юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) данного юридического лица. В связи с этим, при реорганизации НДС должен быть исчислен и уплачен в сроки, предусмотренные главой 21 НК РФ.
В отношении представления декларации отметим следующее. Глава 21 НК РФ закрепляет, что налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета декларацию по НДС в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ). Налоговым периодом по НДС является квартал. При этом, пунктом 4 ст. 55 НК РФ установлено, что при реорганизации налоговый период не изменяется, а значит особенностей подачи декларации при реорганизации глава 21 НК РФ не устанавливает. Соответственно, после осуществления реорганизации обязанность по представлению в налоговый орган декларации исполняет правопреемник в общем порядке. То есть правопреемник представляет декларацию в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца следующего за отчетным кварталом, если только данная декларация не была представлена правопредшественником в налоговый орган до снятия его с учета в установленном порядке (см. например, Письмо УФНС по г. Москве от 27.04.2009).
При заполнении декларации на титульном и других листах налоговой декларации указываются реквизиты реорганизованной организации – правопреемника.
Бывают случаи, когда правопреемник обнаруживает неотражение сведений в налоговых декларациях предшественника. Вправе ли в таком случае правопреемник сдавать уточненную декларацию и в каком порядке?
По нашему мнению, поскольку к правопреемнику переходят все права и обязанности, в т.ч. налоговые, то он вправе уточнять представленные ранее предшественником налоговые декларации. Более того, правопреемник обязан уточнить свои налоговые обязательства путем подачи уточненной декларации, если неотражение сведений приводит к занижению исчисленного налога.
Аналогичные выводы можно сделать из писем Минфина России от 05.02.2008 № 03-02-07/1-46 и УФНС России по г. Москве от 17.11.2009 № 16-15/120357.
Однако на практике территориальные инспекции иногда не принимают уточненные расчеты, мотивируя тем, что нормы главы 21 НК РФ не предусматривают возможность перерасчета налоговых обязательств реорганизованной организации при обнаружении правопреемником ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым периодам. ............