Содержание ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ПостНеклассическая наука в естественнонаучном цикле дисциплин: развитие и становление
1.1 Постнеклассическая парадигма естествознания: исторический аспект
1.2 Основные понятия и категории постнеклассического естественнонаучного знания
1.3 Постнеклассическое естествознание: концептуальная сетка
1.3.1 Концепция целостности: естествознание между редукционизмом и холизмом
1.3.2 Естествознание: концепция универсального эволюционизма
1.3.3 Неклассическое естествознание: концепция самоорганизации
Глава 2. постНеклассическое естественнонаучное образование: исторический и содержательный аспектЫ
2.1 Развитие естественнонаучного образования: историко-философский аспект
2.2 Постнеклассическое естественнонаучное образование: содержательный аспект
2.2.1 Постнеклассическое естественнонаучное образование и концепция самоорганизации
2.2.2 Основания переноса постнеклассических моделей естествознания на естественнонаучное образование
2.2.3 Проблемное поле синергетического познания образования
Глава 3. Отражение становления постнеклассического естествознания в зеркале философско-методологического знания
3.1 Философская рефлексия над проблемами становления естественнонаучного образования
3.2 Саморефлексивная философия естественнонаучного образования
3.3 Конвергенция естественных наук и философии в образовании: эволюционный аспект
3.4 Эволюция и революция в естественнонаучном образовании: сущность, соотношение, типы
ГЛАВА 4. становление Неклассического Мировоззрения
4.1 Дефиниции мировоззрения и научной картины мира
4.2 Проблема становления неклассического мировоззрения и научной картины мира на современном этапе
4.3 Становление мировоззрения и естественнонаучной картины мира: синергетический подход
4.4 Становление мировоззрения и естественнонаучной картины мира: ноосферный подход
Выводы и рекомендации
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время российская цивилизация находится под угрозой распада. Вопрос "Как сохранить нашу цивилизацию?" связан с будущим России. Главную роль в нем играют воспитание и образование.
Система образования в России до недавнего времени была адекватна российской цивилизации и российской науке. Наибольшую ценность в науке имели фундаментальные направления и междисциплинарные исследования. Образование адекватным образом было фундаментальным и охватывало широкий круг дисциплин.
В отличие от американских и английских научных школ, в которых основном преследуются прагматические цели: получение практически важного эффекта и достижение know how (знаю как) европейской науки – и в которых главное – вскрыть причинно-следственные связи явлений, в российской научной школе главной целью было увидеть мир в единстве и целостности. В этом стремлении проявляется характерный для российского общества голографический эффект – "широта русской души". Холистические тенденции науки выдвигали на первый план фундаментальные междисциплинарные исследования, выход ученых за рамки своей узкой специализации. Примеры таких ученых, как Ломоносов, Менделеев, Вернадский, Курдюмов, подтверждают эффективность такого подхода в русской науке. ............