Часть полного текста документа:МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ ЧЕРКАСЬКИЙ ІНЖЕНЕРНО-ТЕХНОЛОГІЧНИЙ УНІВЕРСИТЕТ КАФЕДРА СУСПІЛЬНИХ ДИСЦИПЛІН І ПРАВА К О Н Т Р О Л Ь Н А Р О Б О Т А з курсу " Історія та культура України " Слухач: Сидоркевич Дмитро Іванович Спеціальність, група: ЗФ - 02 Керівник: кандидат історичних наук, Присяжнюк Ю.П. Результат, дата: Реєстраційний номер, дата: м. Черкаси 2001 р. П Л А Н "Повесть временных лет" як історично джерело : культурно-цивілізаційний аспект проблеми. Откуда мы знаем историю Древней Руси? Ни результаты археологических раскопок, ни актовый материал (грамоты, дипломатическая переписка, материалы княжеских или монастырских архивов), ни эпизодические сведения о Руси, извлекаемые из сочинений западноевропейских историков и путешественников, не смогут дать нам цельной картины нашего прошлого. Детальное знание своей истории мы получаем в основном благодаря бесценному материалу, содержащемуся в русских летописях. Начиная с XI в. и вплоть до конца XVI столетия на Руси велись систематические погодные записи о произошедших событиях: о рождении, вокняжении или смерти князей, о войнах и дипломатических переговорах, о строительстве крепостей и освящении храмов, о пожарах городов, о стихийных бедствиях - наводнениях, засухах или небывалых морозах. Летопись и была сводом таких ежегодных записей. Летописи велись в монастырях и в княжеских резиденциях. Они являлись не только способом фиксации "для памяти" произошедших событий, но и важнейшими документами - на летописи ссылались в разного рода династических и политических спорах. Ценнейший документ, зеркало нашей истории - вот что такое летопись. Каждая летопись (исключая разве что самые первые записи) - свод. Не в том, однако, смысле, что летопись всегда - сумма погодных статей. "Летописный свод - это всегда результат сложной историографической и литературной работы его создателя. Летописец не просто продолжал новыми записями труд своего предшественника, он, как правило, перерабатывал его - что-то пропускал, что-то изменял в соответствии со своими политическими представлениями, что-то дополнял по новым источникам. Поэтому современный исследователь-историк не может излагать историю Руси, следуя за одной, избранной им в качестве лучшей, летописью: он должен обращаться ко всей совокупности источников, размышлять о причинах обнаруживающихся в них противоречий, пытаться установить версию, наиболее объективно отражающую действительный ход событий. Особенно сложно изучение древнейшего периода нашей истории: для первых ее веков единственным источником является "Повесть временных лет" - летописный свод, составленный в начале XII в. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. На заре изучения летописания Нестора-летописца считали единственным автором "Повести". Но после разысканий выдающегося русского ученого академика А. А. Шахматова (1864- 1920) стало очевидно, что Нестор использовал в своей работе другие летописные своды, составленные его предшественниками. ............ |