Часть полного текста документа:Повышение безопасности пассажиров метрополитена при возможном пожаре в тоннеле М.Д. Сегаль, А.В. Карпышев, А.Л. Душкин, Н.Н. Рязанцев, В.П. Прохоров, А.В. Ершов Рассматривается вопрос повышения безопасности пассажиров метрополитена при пожаре в тоннеле с помощью установки специальных систем, блокирующих выход дыма из тоннелей метрополитена на станции. По мнению специалистов одним из наиболее эффективных способов оттеснения и блокировки выхода дыма для специфических условий метрополитена является применение тонкораспыленных водяных завес. в результате проведения экспериментов на специальном стенде в Московском авиационном институте была показана принципиальная возможность создания такой завесы. В современных условиях высокой интенсивности движения и увеличения пассажиропотока особую значимость приобретают проблемы повышения устойчивости функционирования и защиты (особенно противопожарной) метрополитена, поскольку последствием крупных пожаров в метрополитене может быть гибель людей, транспортный коллапс города и материальный ущерб, измеряемый сотнями миллионов рублей. Пожары в подземных транспортных сооружениях метрополитена, на подвижном составе и тоннелях характеризуются быстрым распространением зоны воздействия опасных факторов на значительную часть сооружения, быстрым ростом температуры в объеме тоннеля; блокированием путей эвакуации из подземных сооружений, прилегающих наземных территорий и зданий токсичными продуктами горения, повреждением конструкций тоннелей, прекращением эксплуатации транспортной магистрали. Развитие пожара в вагонах поездов метро, на пассажирских платформах, эскалаторах, тоннелях и критически важных для безопасности объектах метрополитена имеет существенные особенности: - ограниченность пространства, наличие большого количества людей и связанные с этим сложности при эвакуации пассажиров; - значительная общая пожарная нагрузка, которая у вагонов различных серий составляет более 50 кг/м2 и может включать в себя большое количество материалов, выделяющих при горении токсичные компоненты; - наличие в тоннелях метрополитена значительного количества силовых кабелей под напряжением до 10 кВ., - наличие в вагонах метрополитена значительного количества электроустановок под напряжением, - высокая скорость воздухообмена, обусловливающая высокую скорость повышения температуры до значений в тысячу и более градусов; фактически через 3-5 мин после начала пожара ситуация для людей, находящихся в тоннеле становится критической и при этом при возникновении пожара необходимо эвакуировать из тоннеля несколько сотен человек; - возможность быстрого задымления путей эвакуации; - значительные трудности, а в ряде случаев практическая невозможность подачи необходимых объемов и расходов огнетушащих веществ к очагам пожара в подземных объектах метрополитена; - возможность возникновения паники среди пассажиров. Основную опасность для пассажиров метрополитена при пожаре представляет задымление. Люди, как правило, погибают от удушья и отравления непригодными для дыхания продуктами горения. ............ |