Часть полного текста документа:Позднее средневековье в Западной Европе Посещение церкви Посещение церкви было важным элементом общественной жизни. В церковь ходили, чтобы покрасоваться своими нарядами или покичиться друг перед другом своим положением и званием, манерами и учтивостью. Стоило какому-нибудь юноше войти в храм, как знатная дама, встав, могла поцеловать его в губы, даже если в этот момент священник освящал Дары, и все прихожане молились, преклонив колени. Вошло в привычку переговариваться во время мессы и слоняться по храму. Церковь стала обычным местом свиданий, куда молодые люди приходили поглазеть на девиц. Никола де Клеменж возмущенно писал, что молодежь редко посещает церковь, да и то только за тем, чтобы пялить глаза на женщин, щеголявших причудливыми прическами и не скрывавших декольте. Церковная служба предоставляла влюбленным множество возможностей: можно было подать возлюбленной святой воды, предложить ей "мир" (это такая специальная деревянная или костяная пластинка, которую прихожане целовали по очереди, вместо того, чтобы целовать друг друга в губы), зажечь ей свечу, опуститься рядом с ней на колени, не говоря уже о всякого рода знаках и взглядах украдкой. В поисках знакомств в церковь заходили и проститутки, а в праздники в храмах даже продавали непристойные гравюры. Никакие проповеди не могли помочь в борьбе с этим злом. Паломничества Различные паломничества были также очень удобны для всевозможных развлечений и увеселений, но больше всего они были удобны для влюбленных. Знатные дамы охотно посещали турниры и совершали паломничества к святым местам для поиска наслаждений или встреч со своими возлюбленными. В святых местах неизменно вертелись сводницы, которые прельщали дам и молодых девиц. Недаром Фома Кемпийский говорил, что частые паломничества редко приводят к святости, а Фредерик ван Хейло даже издал особый трактат "Против паломников". Средневековая ругань Скажу несколько слов и о средневековой ругани, которая в отличие от русской культуры, не обязательно носила характер непристойности, и практически никогда не была так физиологична. Обиходные ругательства, которые были очень широко распространены, чаще всего носили характер богохульства. Самыми первейшими ругателями в Европе слыли бургундцы, и самым сильным из их ругательств было "Je renie Dieu" (буквально - "Я отрицаю Бога"). Однако и его чаще всего смягчали до бессмысленного эвфемизма "Je renie des bottes" ("Я отрицаю башмаки"). Многие средневековые богохульные изречения имели вид клятвы, например, "Клянусь чревом христовым". Однако буквальный смысл клятвы в них отсутствовал, так что клятвопреступления в таком выражении не было. Широко было распространено мнение, что грех сквернословия приводит к войне, чуме и голоду. В 1397 году был издан королевский ордонанс, который возобновлял прежние постановления против ругани от 1269 и 1347 годов. Здесь фигурируют угрозы рассечения верхней губы и отрезания языка за гнусное богохульство. Но на полях сборника судебных документов, где содержится это постановление, имеется надпись: "Ныне, в лето 1411, ругательства те слышны повсюду и сходят всем безнаказанно". Иконы Представления средневековых людей, например, о Троице, аде, многочисленных святых и прочих священных вещах были всегда реальны и превращались в веру непосредственно в виде образов. ............ |