Часть полного текста документа:Позднеиндустриальная модернизация, массовое общество. По материалам лекций по истории западной цивилизации XX века Б. М. Меерсона и Д. В. Прокудина 1. В конце XIX века горизонты человечества, ведомого европейцами к "новым вершинам прогресса" представлялись безоблачными, и трудности виделись лишь в красочно описанном Р. Киплингом "бремени белого человека". По выражению одного из героев Г. Дж. Уэллса большую часть образованной публики интересовал в основном "вопрос развития нравственности в связи с дальнейшим прогрессом цивилизации". Жизнь европейца этого времени хорошо выверена, гарантирована от неприятных случайностей, и даже преступный мир, существующий рядом, неизменно побеждается рыцарем Доброй Старой Англии Шерлоком Холмсом. Никому не могло прийти в голову, что через десяток лет английский писатель пожелает все той же Доброй Старой Англии: "Да поразит тебя сифилис, старая сука!" (Р. Олдингтон "Смерть героя"). Никто не мог подумать, что главным выражением "дальнейшего прогресса цивилизации" станет газовая атака, концентрационный лагерь, пыточное следствие, тупая и назойливая пропаганда с помощью новейших технических средств. И всем этим занимается не некий нагрянувший неизвестно откуда "марсианин", предсказанный тем же Уэллсом, а самый обычный сапожник, мясник, фермер, летчик, ефрейтор. Словом простой европейский обыватель, "MAN" - человек вообще, лишенный конкретных личностных черт, как определял его немецкий философ Мартин Хайдеггер; "Человек массы", как говорил его испанский коллега и современник Хосе Ортега-и-Гассет, автор ключевого для ХХ века вопроса: "Почему массы всюду лезут и всегда с насилием?" ("Восстание масс" - книга, где впервые поставлена тема массы и ее места в истории). 2. Появление такого вопроса в ХХ веке закономерно. Рубеж XIX - XX веков - время третьего, ПОЗДНЕИНДУСТРИАЛЬНОГО этапа модернизации. Напомним, что модернизация - процесс, охватывающий все сферы жизни общества, а не только экономику. Результатом этого стало появление нового типа общества, которое может быть определено как общество МАССОВОЕ. Все началось с технических изобретений, и как для XIX века решающим фактором оказалось создание паровой машины, так для века ХХ (по крайней мере до изобретения ядерной энергии) ключевым событием стало овладение электричеством и его промышленное использование (а не создание Интернационала, не франко-прусская война и даже не парижская коммуна). Томас Эдисон сделал для мировой истории не меньше, чем князь Отто Леопольд Эдуард фон Бисмарк-Шенгаузен герцог Лауэнбургский или вождь мирового пролетариата Карл Маркс. Представьте себе улицы городов без электрического освещения. Это позволяет говорить о настоящей "электрической революции", которая, впрочем, не сводится только к использованию электроэнергии. На этих освещенных по-новому улицах появился трамвай, автомобиль (еще одно важнейшее изобретение - двигатель внутреннего сгорания), появились вывески типа "фото" и "синематограф", барышня по вашей просьбе соединяла вас с вашим приятелем (находившимся на другом конце города) по телефону, если же приятель находится в другом городе, то можно было отправить ему телеграмму, которая в отличии от письма доставлялась сразу. Да и там, где к изменениям были менее всего склонны - в деревнях - не смогли отказаться от использования двигателя внутреннего сгорания в тракторе, от химических удобрений, да, наконец, от того же автомобиля и телеграфа. ............ |