Часть полного текста документа: Познание человека Введение Иммануил Кант (1724-1804 гг. ) - родоначальник немецкой классической философии, великий немецкий философ, внесший неоценимый вклад в развитие мировой философской мысли. В центре внимания философского творчества И. Канта - человек с его сущностными способностями. "Что я могу знать, что я должен делать, на что я могу надеяться?" - так формулирует философскую триаду в познании человека сам И. Кант. В философском творчестве И. Канта можно выделить два основных этапа: * "докритический" период (1746-1781); * "критический" период (1781-1804). В "докритический" происходит становление И. Канта как мыслителя. Принципиальной особенностью данного периода является обращение И. Канта к естествознанию, что являлось новацией для немецкой философии XVIII в. Крупнейшей работой этого периода является "Всеобщая естественная история и теория неба" (1755), в которой И. Кант обосновывает происхождение Солнечной системы из холодной туманности. Идея И. Канта затем в наиболее разработанном виде предстала как теория Канта-Лапласа. В течение этого периода И. Кант пишет большое число работ, посвященных различным вопросам, в том числе "Грезы духовидца, поясненные грезами метафизика" (1766), в которой с позиций рационализма критикует шведского философа-иррационалиста Э. Сведенборга. К этому же периоду относятся: работа о лиссабонском землетрясении (1765), "Наблюдение над чувством прекрасного и возвышенного (1764), три диссертации, защищенные И. Кантом (первая посвящена проблеме огня, вторая называлась "О принципах метафизического познания", а третья, профессорская, "О физической монадологии"). Однако не эти работы создали И. Канту мировую известность и репутацию одного из светлейших умов человечества, а работы "критического" периода и прежде всего "Критика чистого разума" (1781) в которой рассматривается способность человека к теоретическому познанию, "Критика практического разума" (1788(, решающая проблемы этического действия и "Критика способности суждения" (1790), рассматривающая проблемы целесообразности, суждений вкуса. "Критика чистого разума" В центре внимания "Критики чистого разума" человек в его одной из основных способностей - способности к познанию, к теоретическому мышлению. И задача первой критики состоит в исследовании этой способности. То есть "Критикой чистого разума" И. Кант отвечает на первый вопрос своей известной триады - "Что я могу знать?" Что же представляет собой панорама философского знания времен И. Канта, рассмотренная глазами уже "критического философа"? Это прежде всего "догматические" учения, пытающиеся представить картину мироздания, исходя из достаточно произвольно взятых постулатов (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Вольф и др. и "скептики" в лице Давида Юма, обосновывающего невозможность научного познания в связи с невозможностью ни интуитивного, ни логического, доказательного обоснования причинности. И. Кант в "Критике чистого разума" пытается рассмотреть саму возможность теоретического познания, рассмотреть мыслительный инструментарий познания, а не полученные с его помощью результаты, истинность которых по И. Канту проблематична до тех пор, пока мы не исследуем сами познавательные акты. ............ |