Часть полного текста документа:Познание и любовь: вверх по лестнице Иакова А.Маркович И во сне было у него видение: лестница, стоящая на земле, а вершина её достигала неба, и ангелы Божьи поднимались по ней и спускались. И вдруг он увидел Бога, Который стоял над ним. Бытие, 28:12 Для каждого человека есть в мире три всеобъемлющие сущности: он сам, вся остальная вселенная и Некто, всё это объединяющий и придающий, тем самым, какой-то смысл всему сущему, - Бог, или Высший Разум. Изначально человек безмерно, бесконечно одинок: за пределами его сознания лежит необъятная холодная бездна - огромный, большей частью враждебный и никогда до конца не постижимый Мир, чёрный пространственно-временной континуум, которого разум человеческий вместить в себя не может. Чтобы в полной мере прочувствовать это одиночество, достаточно представить себе человека, эту жалкую белковую пылинку мироздания, бредущим среди бесконечных песков пустыни, или затерянным в бескрайних полях арктических льдов, или плывущим на паруснике в безбрежных далях океана. То же самое чувство может иной раз охватить вас вдруг ночью на многолюдной городской улице, если вы поднимете голову и посмотрите вверх - на небо, усеянное загадочными звёздами. Или - даже в вашей собственной уютной квартире, среди привычных, давно обжитых вещей, - когда вы вынырнете на минуту из потока повседневности и нечаянно задумаетесь над вопросом: что же это такое - Мир-вне-меня и для чего я в нём? Вот два пушкинских четверостишия, написанные, быть может, именно в такую минуту. Одно из них относится к таинству возникновения жизни, другое - к смерти: "Кто меня враждебной властью "И пусть у гробового входа Из ничтожества воззвал, Младая будет жизнь играть, Душу мне наполнил страстью, И равнодушная природа Ум сомненьем взволновал?" Красою вечною сиять" ("Дар напрасный, дар случайный..."); ("Брожу ли я вдоль улиц шумных..."). Какое чувство обособленности от внешнего мира должно было владеть гениальным поэтом, чтобы из многих возможных эпитетов он выбрал такие неожиданные и точные, как враждебная для власти высших сил и равнодушная - для природы!.. (За этими определениями видится зерно целой философской доктрины - но об этом нужно говорить отдельно и более подробно.) Как же человеку защититься от непостижимости времени, от тревожного ощущения "отдельности" окружающего нас безмерного пространства неживых вещей, от пугающего чувства непричастности, которое возникает у нас при встрече с "чужим живым" насекомого или зверя, а иногда - и при соприкосновении с душой другого человека? Как спасти себя от одиночества в этом холодном мире "чуждого", лежащим за тонкой неощутимой границей нашего сознания? Есть только два пути преодоления одиночества. Один из них (о втором мы поговорим ниже) заключается в том, чтобы всеми возможными средствами искать свою общность с окружающим миром, изучать его, пытаться проникнуть в него своим сознанием. Если вы познали нечто в этом мире, сумели как-то понять это таинственное "нечто", то оно уже не будет таким чуждым, таким "отдельным" от вас. Вы приблизили, приноровили крошечную часть мира к себе, сделали её более доступной, менее враждебной, вы как бы заново "сотворили" её для себя в вашем сознании. ............ |