На правах рукописи
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Прагматика языка туристической рекламы
Специальность 10.02.19 – Теория языка
Атакьян Гаянэ Самвеловна
Майкоп – 2010
Работа выполнена на кафедре общего языкознания ГОУ ВПО "Адыгейский государственный университет"
Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор Абрегов Ачердан Нухович
Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор Нечай Юрий Петрович;
кандидат филологических наук, доцент Каратаева Людмила Валентиновна
Ведущая организация: Южный федеральный университет
Защита состоится "___" ____________ 2010 г. в 1000 часов на заседании диссертационного совета К 212.001.01 при ГОУ ВПО "Адыгейский государственный университет" по адресу: 385000, г.Майкоп, ул.Первомайская, 208, конференц-зал.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Адыгейского государственного университета.
Автореферат разослан "___" ______________ 2010 г.
Ученый секретарь диссертационного совета доктор филологических наук, профессор А.Н.Абрегов
Общая характеристика работы
В течение нескольких десятилетий реклама является неотъемлемой частью современного общества с его развитой рыночной экономикой и массовой культурой. Объединяя в себя признаки разных видов словесности, используя вербальные и невербальные средства в целях влияния на покупательское поведение, реклама оказывает воздействие на массовое сознание, сопоставимое по своей силе с искусством и религией.
Актуальность исследования. Современная потребительская реклама привлекает повышенное внимание многих исследователей. Но несмотря на то, что этому феномену посвящены многочисленные статьи, диссертации и монографии, некоторые вопросы остаются до сих пор нерешенными. В частности, малоизученным остается прагматический аспект рекламы, выдвинувшийся в число приоритетных в связи с тем, что в последнее время реклама все больше приобретает манипулятивный характер.
Реклама является мощным инструментом, стимулирующим экономические процессы и одновременно оказывающим большое влияние на массовую аудиторию. "Уже это одно обстоятельство вызывает интерес филолога, изучающего, например, способы речевого воздействия и манипулирования" (Медведева 2003:23). Безусловно, каждый вид рекламы требует самостоятельного анализа, ибо его прагматический характер определяется рядом факторов: рекламоносителем, спецификой рекламируемого объекта, целеустановками, составом аудитории и т.п. Следовательно, для того чтобы более глубоко и всесторонне постичь механизм использования языка как инструмента воздействия в рекламном дискурсе, необходимо учитывать не только общие установки рекламы, но и специфические, обусловленные вышеназванными параметрами.
Объект нашего исследования – туристическая реклама, которая относится к числу самых распространенных и самых влиятельных видов рекламной деятельности.
Как свидетельствуют ученые, "в безбрежном пространстве всевозможных товаров и услуг заметное место занимает туристическая реклама. Этому способствуют, по крайней мере, две причины. ............