Православие и природа Крыма
Вера русского человека коренным образом отличается от веры других христианских народов. Языческие корни славянских племен очень прочно вошли в православные традиции русского народа. Как бы не верил в единого Бога наш человек, но так же верит он зачастую и в силу духов природы: леших, водяных, домовых и других. Я знаю многих крымчан, которые считая себя православными верующими людьми находясь в горах часто обращаются к духам Земли. Уважающий себя спелеолог, прежде чем войти в пещеру, всегда попросит разрешения у «Хозяина пещеры», сбившийся с тропы турист – обратится за помощью к Хозяину леса – лесовику. А как мы восхищаемся древними деревьями и, обнимая их ствол руками, просим «подпитать нас энергией»! Это ли не язычество? А вполне языческий ежедневный обряд купания в водопадах у Красной пещеры сотен крымчан?
Хорошо известно, с какими трудностями столкнулся князь Владимир и его последователи во время крещения Руси. Народ очень болезненно переходил от языческого почитания сил природы к почитанию единого Бога. Православные проповедники были вынуждены бороться с языческим «природопоклонением» не только силой, но и хитростью. Часто на месте разрушенных языческих капищ возводились православные храмы, дни языческих праздников продолжали почитаться уже как дни памяти христианских святых. Православные проповеди читались возле «святых» для славян-язычников мест – родников, гор, пещер, возле старых деревьев. Такие сакральные природные объекты в последующих поколениях уже ассоциировались как православные святыни. Языческие традиции поклонения природе теснейшим образом переплелись с христианской религией, что сформировало ту своеобразную, индивидуальную ветвь христианства, которую мы называем русским православием.
В данной работе предпринята попытка осмысления взаимосвязи и взаимовлияния православной культуры и природы Крыма, как одной из главных составляющих русского бытия на полуострове. Автор не ставил перед собой цель собрать полный список природных православных святынь полуострова, в книге упоминаются лишь наиболее известные и посещаемые паломниками объекты. Поэтому автор будет признателен за любые замечания и дополнения о природных святынях Крыма.
Истоки и особенности формирования православных эколого-культовых традиций на территории Крыма
Основой формирования этноэкологических традиций у народов мира всегда являлась религиозная культура. Практически у всех народов с незапамятных времен существовали природные объекты, которым этот народ поклонялся как национальным святыням – горы, рощи, пещеры, родники, озера, отдельные деревья и камни. Доступ к этим территориям был строго ограничен, в их пределах запрещалась любая хозяйственная деятельность (распашка земли, охота, собирательство и т.д.), такие территории становились своеобразным прообразом современных заповедных объектов. С этими заповедными объектами всегда было связано чувство страха, преклонения перед силами природы, мистического трепета, чем и был им обеспечен высокий уровень защиты в веках. Основным понятием природоохранных религиозных традиций является понятие «святого (сакрального) места», конкретного «священного объекта природы». Чаще всего, священным местом становилось священная роща либо отдельное дерево, священный источник (колодец, криница), священная гора (скала, камень). ............