Часть полного текста документа:Православие в Японии Н.М. Векшина Первые христиане появились в Японии в начале 40-х годов XVI века. Это были католики - португальцы, испанцы, голландцы. Первым христианским проповедником был иезуит Франциск Ксавье, прибывший в страну Восходящего солнца в 1549 году. Немного позже свою миссионерскую деятельность начали и протестанты. Поначалу новая вера распространялась достаточно успешно. Многие князья переходили в католицизм со своими вассалами и крестьянами. В 1611-1614 гг. появляются антихристианские указы и последующие за ними гонения. В 1639 году исповедание христианства в Японии было окончательно запрещено. Не подчинявшихся этому указу ждала суровая участь: их сжигали, избивали, распинали, заживо закапывали в землю и подвергали другим пыткам. Только в 1873 году был отменен антихристианский закон. Православие смогло проникнуть на японскую землю только после подписания договора между Россией и Японией в 1855 году. Это более чем на триста лет позже появления там католицизма и протестантства. На средства первого консула И.А. Гошкевича в 1859 году была построена православная церковь Воскресения Христова при Российском консульстве в Хакодате, о. Хоккайдо. Однако ни о каком миссионерстве речи тогда не было. Первый священник Воскресенской церкви прот. Василий Махов проводил службы для уже существующей православной паствы. Истинная миссионерская деятельность в Японии начинается только с приездом о. Николая (Касаткина), который сменил уехавшего по болезни прот. Василия в 1861 году. Отец Николай (Касаткин) - личность поистине выдающаяся. Он посвятил всю свою жизнь делу проповеди слова Христова среди язычников, исполняя заповедь Божию: "Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа..." (Мф. 28, 19). О роли, которую сыграл Касаткин в истории страны Восходящего солнца, говорит тот факт, что в начале двадцатого века двумя самыми известными людьми Японии были император и архиепископ Николай. Последний, благодаря своим непомерным усилиям, познакомил японцев с Россией - ее культурой, нравами, обычаями, литературой. Иван Дмитриевич Касаткин родился 1 августа 1836 года в селе Береза Бельского уезда Смоленской губернии. Он был сыном диакона. После блестящего окончания Смоленской духовной семинарии в 1856 году юноша поступил на казенный счет в Санкт-Петербургскую духовную академию. По признанию самого святителя Николая, мысль о монашестве не приходила ему в голову до того, как он случайно не увидел в академии объявление, предлагающее юношам отправиться в Японию в сане священников. Послеозарения, нисшедшего на Ивана во время всенощного бдения, он твердо решил ехать в эту неизвестную страну, о чем и сообщил митрополиту. Вскоре он принял постриг с именем Николай и отправился в далекий и трудный путь через всю Сибирь. В Японию Касаткин прибыл 2 июля 1861 года. Первые годы в чужой стране были чрезвычайно сложными для молодого священника. Японцы очень подозрительно относились ко всем иностранцам, считали их своими захватчиками. Такому негативному взгляду на европейцев во многом способствовала агрессивная миссионерская политика католических и протестантских проповедников. При обращении местного населения в свою веру они исходили из принципа - неважно как, важно сколько. ............ |