Часть полного текста документа:Православная культура в школах Сербии Батраева Наталья В церковной лавке женщина, указывая на лик Сына Божьего, спрашивает, кто изображен на иконе. - Иисус Христос, - отвечает продавец. - А это? - показывает покупательница на рядом стоящую икону. - Иисус Христос, - терпеливо поясняют ей. - Ну а это Кто? - еще раз спрашивает посетительница. - Спаситель, - слышится в ответ. - Надо же?! - удивляется женщина, - А как на Иисуса Христа похож. Это не анекдот или вымышленный рассказ, а реальный случай, произошедший совсем недавно в одном из московских храмов. "О каком православном воспитании может идти речь, когда родители не имеют элементарных представлений о вере?", - грустно вздохнул священник, рассказавший эту историю. "Что они могут дать своим детям?" Вспоминая свое пионерское детство на заре перестройки и неверующих родителей, с грустью осознаю, скольких жизненных ошибок могла бы избежать, получи в свое время религиозное и нравственное воспитание. Школа (учитывая весьма малый процент воцерковленных людей в России), порой единственное место, где ребенок может услышать об истинных ценностях. И тем важнее первые семена, брошенные на восприимчивую почву детского сердца. И тем плачевнее видеть ту ожесточенную борьбу, которая разгорелась в последнее время вокруг школьного предмета, носящего очень деликатное название "Основы православной культуры". Государство, законодательно "признав особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры" (Федеральный Закон № 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях") делает все возможное для того, чтобы юное поколение никогда не соприкоснулось с этой самой духовностью и культурой. Приводимые аргументы об ущемлении прав других религиозных концессий или провоцировании межнационального конфликта не имеют под собой никакой реально обоснованной почвы. Это можно увидеть на опыте наших славянских братьев - сербов, уже проделавших аналогичный путь. Шесть лет назад в школьные программы Сербии был введен предмет "Православный катехизис" или "Веронаука" (что можно перевести как наука о вере), в России он называется "Закон Божий". Никакого "раскола между учащимися, ввиду того, что их родители могут придерживаться разного вероисповедания или вообще быть атеистами", не произошло. При этом надо учитывать те межэтнические столкновения, вплоть до отторжения исконной территории Сербии (Косова), которые происходят сейчас между православными сербами и албанцами-мусульманами. Именно Сербская Православная Церковь выступила инициатором введения Веронауки, преодолев нежелание чиновников высокого государственного ранга. Церковь вела длительный диалог с политиками, а патриарх Павел не уставал напоминать, что Закон Божий издавна преподавался в сербских школах. Изучение Веронауки начинается с первого класса, существует утвержденная школьная программа, содержащая азы богословских знаний. Приведу основные темы, предлагаемые для изучения первоклассникам в 2006/2007 учебном году: "Бог - это единство личности Отца, Сына и Святого Духа", "Церковь - единение всех людей и природы через Иисуса Христа с Богом", "Иисус Христос посредник межу Богом и сотворенной природой", "Бог из любви сотворил мир совместно с Сыном и Святым Духом", "Человек - икона Божия", "Православная иконография показывает свет и человека в единении с Богом". Детям и их родителям предлагается два предмета на выбор: "Веронауку" или "Гражданское воспитание". ............ |