Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев в РФ
Введение
Актуальность данной темы обусловлена тем, что проблема вынужденной миграции из стран СНГ и Балтии является в последние годы России одной из наиболее насущных. Объем миграции и обстоятельства, при которых она происходила на постсоветском пространстве были принципиально новыми для всего мирового сообщества. Возникла особая социальная категория населения, которая характеризовалась целым спектром специфических проблем. Потребовались качественно новые нормативно-правовые акты (НПА), регулирующие статус беженца в Российской Федерации, появилось новое для российского права понятие «вынужденный переселенец». Южный федеральный округ в силу своего геополитического положения ощутил данную проблему наиболее остро и оказался на первом месте по приему вынужденных мигрантов. Основные Федеральные законы, регулирующие правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации ФЗ «О беженцах» и ФЗ «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 г., и разработанные позже нормативные акты о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев и беженцев не отражают объективную ситуацию, складывающуюся из правовых и социальных проблем вынужденных мигрантов. В связи с полным отсутствием финансирования реализация этих законов в сфере материального обеспечения беженцев и вынужденных переселенцев была изначальна невыполнима. Проблемы реализации конституционно-правового статуса беженца и вынужденного переселенца и правоприменительная практика в этой сфере являются весьма актуальными как для Южного федерального округа, так и для России. Возникла острая необходимость в определении и решении основных проблем реализации конституционно-правового статуса беженца и вынужденного переселенца, т. к. значительная часть граждан, проживающих на территории Российской Федерации, уже длительное время так и не смогла реализовать свои права в полном объеме. В Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента РФ указывается, что содействие добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, является одним из направлений решения демографической проблемы. Хотя в данной государственной программе отсутствуют какие-либо пути решения проблемы для переселенцев, прибывших на территорию России ранее. В принятых за последнее время НПА, ряд положений которых вступил в силу с 15 января 2007 года, ужесточается ответственность как мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность без надлежащего разрешения, так и работодателей, нанимающих мигрантов. Кроме того, изменения касаются не только непосредственно трудовой деятельности, но и порядка пребывания и въезда мигрантов. Существенным недостатком данных нормативных актов, является то, что в правовом вакууме по-прежнему оказываются лица, прибывшие на территорию РФ в период с 1993 по 2002 годы, но по каким-то обстоятельствам не оформившие свое пребывание на территории России. Таким образом, принятые за последние годы НПА не способствуют решению проблем беженцев и вынужденных переселенцев, получивших статус в соответствии с ФЗ «О беженцах» и ФЗ «О вынужденных переселенцах». Существенные пробелы в законодательстве, касающиеся реализации конституционных прав беженцев и вынужденных переселенцев, отсутствие механизмов защиты имущественных прав мигрантов и недостаточное использование международно-правовых средств защиты непосредственно мигрантами определило необходимость исследования способов реализации конституционно-правового статуса беженца и вынужденного переселенца.
Объектом исследования данной темы стали миграционные процессы (процессы беженства и вынужденного переселения людей) на территории стран СНГ, а именно совокупность таких обстоятельств и социальных, политических и иных действий, которые «определили» правовое положение людей вследствие их вынужденной миграции в результате межнациональных конфликтов.
Что касается предмета исследования, то им, несомненно, является международно-правовое, политическое и социальное положение беженцев и вынужденных переселенцев в государственной системе Российской Федерации.
Цель курсовой работы – исследовать проблему беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации в международно-правовом, политическом и социальном аспектах и возможные технологии ее разрешения. ............