Часть полного текста документа:Правовое положение граждан бывшего СССР на территории Российской Федерации Пономарева Л.В. Распад Советского Союза и создание новых независимых государств вызвали необходимость обеспечения взаимной защиты в странах Содружества Независимых Государств и странах Балтии прав граждан бывших союзных республик. В настоящее время проблемы гражданства вышли на первый план политики Российской Федерации в отношениях с государствами, входившими в состав СССР, так как все новые республики получили международное признание и поэтому по отношению к России стали зарубежными странами, называемыми государствами "ближнего зарубежья". Правительства стран Балтии - Латвии, Литвы, Эстонии - возражают против применения к ним термина "ближнее зарубежье", подчеркивая тем самым свою самостоятельность и независимость. Проблемы определения правового статуса иностранцев в России и российских граждан за пределами России приобрели в 90-х годах ХХ века особое значение, так как после распада СССР миллионы людей, проживающих в бывших союзных республиках, стали для России иностранцами. Кроме того, в силу возникновения межнациональных конфликтов в ряде мест на территории бывшего Союза и сложного экономического положения в большинстве новых независимых государств многие граждане вынуждены покинуть свои государства и стать беженцами, приехав в Россию как наиболее перспективное государство для постоянного жительства и получения российского гражданства. Примерно пятьдесят лет для граждан республик Прибалтики и Молдавии, более семидесяти лет для граждан других союзных республик бывшего СССР существовали единые нормы о гражданстве, позволявшие обеспечить равенство прав граждан отдельных республик. Происходила свободная миграция населения на всей территории Союза, не требовалось особых формальностей для переселения из одной республики в другую, для заключения межнациональных браков, получения рабочих мест для каждого гражданина в любой республике. Правовое положение людей не зависело от национального гражданства, формально существовавшего в каждой республике, на всей территории СССР действовал единый паспорт гражданина Союза Советских Социалистических Республик. В союзных республиках, кроме России, паспорт содержал указание на принадлежность лица к гражданству одной из республик. После распада СССР каждая республика, стремясь к приобретению суверенитета, старалась самостоятельно определить институт своего гражданства. Первоначально это нашло отражение в Декларациях о суверенитете и актах провозглашения независимости республик: регулирование гражданства населения новых государств было направлено на свободное решение проблем данного института в каждой республике, а впоследствии, с обретением независимости, - на полную самостоятельность в решении проблем гражданства каждой республикой. Содержание института гражданства в странах Содружества определяется конституционными положениями, специальными законами, а также общепризнанными принципами и нормами международного права; почти во всех бывших союзных республиках приняты отдельные законы о гражданстве: ћ Закон Азербайджана "О гражданстве Азербайджанской ССР" от 26 июня 1990 года, -- Закон Беларуси "О гражданстве Республики Беларусь" от 18 октября 1991 года, -- Закон Казахстана "О гражданстве Республики Казахстан" от 20 декабря 1991 года, -- Закон Кыргызстана "О гражданстве Кыргызской республики" от 18 декабря 1993 года, -- Закон Молдовы "О гражданстве Республики Молдова" от 2 июня 2000 года, -- Конституционный закон Таджикистана "О гражданстве Республики Таджикистан" от 4 ноября 1995 года, -- Закон Туркменистана "О гражданстве Республики Туркменистан" от 30 сентября 1992 года, -- Закон Узбекистана "О гражданстве Республики Узбекистан" от 2 июля 1992 года, -- Закон Украины "О гражданстве Украины" от 8 октября 1991 года. Для стран Содружества Независимых Государств особое значение имеют региональные нормы, вытекающие из договоров и решений, принимаемых государствами СНГ. ............ |