СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Понятие и основы правового статуса органа исполнительной власти
Принцип разделения властей
Практическое задание
Список используемой литературы
Введение
Возникновение термина «исполнительная власть» за рубежом имеет сравнительно давнюю историю как принцип разделение власти и создания системы «сдержек» и «противовесов»: то есть увеличение объема власти какого-либо государственного органа или должностного лица должно быть адекватно увеличению объема ответственности во избежание неконтролируемых видов государственной власти. В нашей стране исполнительная власть законодательно впервые была закреплена как самостоятельная ветвь государственной власти в ст. 10, 11 и 110 Конституции РФ, принятой на референдуме – 12 декабря 1993 г. В ст. 10 утверждается: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».
Особая роль исполнительной власти заключается в том, что в распоряжении ее субъектов находятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти (например, финансы, средства коммуникации, армия, внутренние войска, милиция, службы внутренней и внешней безопасности и т. п.). Исполнительная власть по своей природе не тождественна административной власти, так как административная власть — это, прежде всего, реализация внесудебного, то есть административного принуждения. Особое значение в осуществлении функций исполнительной власти отводится конституционным принципам организации деятельности исполнительной власти. К конституционным следует отнести такие принципы: народовластие, социальная справедливость, демократизм, верховенство закона, разграничения предметов ведения, функциональная самостоятельность ветвей власти, законность, приоритет прав человека и гражданина, легитимность, гласность, централизация и децентрализация, федерализм и объективный учет национальных интересов больших и малых народов.
Реализуя исполнительную власть, Правительство РФ осуществляет большой объем распорядительных функций, принимая постановления и распоряжения по предметам ведения и в объеме компетенции, которые обязательны для исполнения федеральными органами власти, органами исполнительной власти субъектов РФ.
Принцип народовластия, закрепленный в ст. 3 Конституции РФ, означает, что народ является носителем суверенитета и единственным источником власти, он реализует свою власть непосредственно и через органы государственной власти, в том числе органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Контроль за деятельностью органов исполнительной власти должен осуществляться как со стороны органов представительной и судебной властей, так и непосредственно народом. При этом используются различные формы контроля за работой управленческого аппарата и должностных лиц. Следует оценивать, в какой мере реализуется воля народа в принимаемых законах. Если они реально выражают волю большинства народа, то федеральные законы являются правовой формой народовластия.
Понятие и основы правового статуса органа исполнительной власти
Орган в государственно-правовом понимании слова означает организованный коллектив людей, у которого есть цель; внутренняя организационная структура; система взаимосвязей. ............