Часть полного текста документа:Правовые проблемы пенсионной реформы в России М.Ю. Федорова, Омский государственный университет, кафедра трудового права Экономические преобразования, проводимые в России, не могут не вызывать неблагоприятных социальных последствий, тяжесть которых наиболее остро воспринимается гражданами, имеющими фиксированные доходы, прежде всего пенсионерами. В нашей стране около 37 млн. престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца, поэтому проблема совершенствования пенсионной системы приобретает социально-политическую значимость. Существующая государственная пенсионная система имеет множество недостатков. Важнейшими из них являются: финансовая нестабильность; слабая дифференциация пенсионного обеспечения в зависимости от трудового вклада; неоправданно большой удельный вес льготных пенсий; отсутствие социально-справедливого механизма повышения размеров пенсий в связи с ростом стоимости жизни, Конкретные меры по преодолению указанных недостатков сконцентрированы в Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации (далее - Концепция), одобренной постановлением Правительства от 7 августа 1995 г. [8]. Так, в целях стабилизации финансирования пенсионных выплат предполагается прекратить практику нецелевого использования средств Пенсионного Фонда России (ПФР), обеспечить возврат долга и текущее финансирование из федерального бюджета тех расходов, которые должны покрываться за его счет (в частности, выплату пенсий военнослужащим). В настоящее время общая задолженность плательщиков фонду составляет 23 триллиона рублей, а с учетом штрафов - свыше 40 триллионов [4]. Это обусловлено как объективными, так и субъективными факторами: падением темпов производства, кризисом неплатежей, ослаблением финансовой дисциплины и др. Вместе с тем тариф страховых взносов в ПФР остается самым высоким по сравнению с другими внебюджетными социальными фондами: 28% по отношению к начисленной оплате труда составляют бремя работодателя, а 1% - от заработной платы работника [9]. Налицо крайне неравномерное распределение финансовой нагрузки между работником и работодателем, что, впрочем, легко объяснимо традиционно низким уровнем реальной заработной платы в России. В Концепции предлагается постепенно перейти к ``солидарной материальной ответственности'' за уплату страховых взносов и установить одинаковую норму в процентах к заработной плате как для работника, так и для работодателя. При этом, чтобы работник не страдал от такого решения, заработную плату необходимо увеличить на ту часть страховых взносов, которую он будет выплачивать вместо работодателя. ``Сумма страховых взносов не изменится, однако работник, зная, что размер пенсии зависит от продолжительности уплаты страховых взносов, вынужден будет включаться в механизм контроля за их своевременной уплатой. Это позволит избежать или, по крайней мере, сократить количество случаев неуплаты страховых взносов в пенсионный фонд''. По нашему мнению, эти надежды безосновательны: во всяком случае, в обозримом будущем работник вряд ли будет иметь реальную возможность контролировать уплату страховых взносов, оставаясь бесправным, незащищенным во взаимоотношениях с работодателем. ............ |