Часть полного текста документа:1. Происхождение феноменологии Сам термин "Феноменология" использовался еще Кантом и Гегелем. В частности, последний в 1807 году опубликовал труд "Феноменология духа", в котором давалось происхождение диалектики, объяснялся принцип абсолютного идеализма: "господство мирового разума в мире, абсолютной идеи, которая в своем поступательном развитии порождает окружающую действительность"1. Рассматривая исторически весь путь сознания, Гегель показал необходимость его развития. В XIX в. и даже ранее термин "феноменология" имел самые различные значения. Со времени использования этого термина Гуссерлем с начала XX в. он стал употребляться и как феноменологический метод создания философии, и как любой описательный метод изучения данной темы. Как отмечает А.Н. Суворова, "... первые же шаги феноменологической философии связаны с именем Э.Гуссерля - математика, логика, философа, и выросли непосредственно из Психологического Мюнхенского Союза, работавшего в самом начале ХХ века. По образцу мюнхенского, создается философский клуб в Геттингеме. В 1910-1912 годах Гуссерль закладывает фундамент истории феноменологии, а с 1939 года в Бельгии, куда были вывезены основные рукописи Гуссерля и создан гуссерлевский архив, начинает издаваться "Гуссерлиана",- полное собрание сочинений философа с комметариями"2. Он развил "чистую феноменологию" - процедуру, основывающуюся на исследовании содержания собственного сознания субъекта. Его метод требовал исключения всех предположений о внешних причинах и результатах их содержания. Цель этого метода - прояснение существенной природы ментальных актов и тем самым истин, которые являются источниками человеческого знания. А в двухтомных "Логических исследованиях" Гуссерль "... наметил принципиальную установку на очищение научного исследования от всякого рода неявных предпосылок, тех предпосылок, что носят метафизический характер. Чтобы достичь бесспорных основ знания, Гуссерль стремится сделать предмет науки нейтральным для познания, феноменологически очищенным - вот принцип феноменологической установки, или феноменологической редукции. (Здесь очевидно влияние на Гуссерля Р.Декарта и старшего современника - Р.Авенариуса.)"3 По мнению В.И. Молчанова, "... философия Канта... оказала громадное влияние на последующую философию. Не являются здесь исключением и философские учения Гуссерля и Хайдеггера - основных представителей феноменологической философии"4. Феноменология Гуссерля была в значительной степени подвержена влиянию Франца Брентано, его учителя по университету в Вене. Ситуация Германии накануне и во время Второй мировой войны исключила Гуссерля - еврея по национальности - из философских дискуссий вплоть до середины 1950-х. Первыми его читателями оказались монах-францисканец и философ Ван Бреде - основатель первого Архива Гуссерля в Левене (1939), а также Мерло-Понти, Сартр, Рикер, Левинас, Деррида. Перечисленные философы находились под сильным влиянием феноменологии, и отдельные периоды их творчества могут быть названы феноменологическими. К наиболее интересным феноменологам или феноменологически ориентированным философам можно отнести: Хайдеггера - ученика Гуссерля, использовавшего феноменологический метод как "способ подхода к тому и способ показывающего определения того, что призвано стать темой онтологии", "Геттингенскую школу феноменологии", первоначально ориентированную на феноменологическую онтологию (А. ............ |