Часть полного текста документа:Предмет и место в системе знаний Яблоков И.Н. д-р филос. наук Есть такие философские направления, которые не признают существования философии религии в качестве относительно самостоятельной области философского знания, поскольку оно, по мнению представителей этих направлений, не компетентно в решении проблем религии. Такая точка зрения снижает возможности философии в познании многообразных явлений культуры, да и не соответствует истории: исторически философия всегда делала предметом рассмотрения религию. Философия религии не представляла и не представляет собой некоего монообразования, совокупности единогласных решений и суждений. Можно говорить о плюрализме, альтернативности подходов к решению комплекса философских задач, связанных с религией. Это относится и к проблемам определения предмета, метода, статуса философии религии, построения ее содержания. Ответы на подобные вопросы зависят от исходных, базовых философских посылок, понимания природы философского и религиоведческого знания, соотношения философии религии и доктринального (кредового) вероучительного пласта религий, от предпочтений того или иного мыслителя. Философия религии представала и предстает в разных видах. Как разрозненное множество философских высказываний о религии, принадлежащих различным философским течениям, философам, культурам. В этом виде философия религии выступает как нечто несистематизированное. Сами высказывания могут быть плодотворными, но общая картина философских размышлений о религии воссоздается в результате реконструкции. Ее производит или сам автор или исследователи его творчества. Философия религии может представать как раздел философских систем, концепций, специально выделенный и разработанный, находящийся в единстве с целым, а также как относительно самостоятельная дисциплина, самостоятельное построение, не вплетенное в общефилософский контекст. Философию религии можно рассматривать в контексте четырех областей знания: философии, религиоведения, конкретных наук, делающих религию объектом исследования в определенном аспекте, в соотношении с. теологией. Природа и строение философского знания в целом являются предметом дискуссии. В частности, обсуждается вопрос о единстве философии и возможности членения ее на относительно самостоятельные разделы. Одни полагают, что идея единства не совместима с последним, а позволяет только выделять "срезы" - онтологический, гносеологический, социально-философский и пр. Другие считают, что единство философского знания не исключает, но предполагает его дифференциацию. Вторая точка зрения представляется более плодотворной. В изданных за последние годы многочисленных учебниках и учебных пособиях по философии выделение разделов производится на разной основе. Не включаясь в дискуссию о их правомерности, нельзя не заметить, что в большинстве издании про философию религии как раздел философского знания, к сожалению, забывают. Можно принять точку зрения, согласно которой в философии выделяются относительно самостоятельные разделы: метафизика, онтология, социальная философия, философия истории, философская антропология, гносеология, логика, философия языка, философия религии, эстетика, философия права, философия политики, философия науки, философия культуры. ............ |