Содержание
1. Роль государства в системе управления предпринимательскими рисками
2. Методика оценки риска
Список литературы
1. Роль государства в системе управления предпринимательскими рисками
Процессы либерализации и приватизации экономики, происходящие во всем мире с начала 1990-х годов, вызывают существенные сдвиги в отраслях производственной инфраструктуры (т.н. "естественных монополиях"): электроэнергетике, трубопроводном транспорте, железнодорожном транспорте, портах, аэропортах и других. Смена прав собственности и базовых концепций деятельности этих отраслей приводят к формированию новых рынков и появлению новых, специфических рисков. Государство перекладывает на частные компании не только большую часть прав по обеспечению работы естественных монополий, но и основную часть рисков. За это оно предоставляет частному сектору, как партнеру по бизнесу, административно-хозяйственную свободу на объектах своей собственности, а также право присвоения доходов и прибылей в качестве компенсации за повышенные риски.
Проблема рисков в условиях разгосударствления общественно важных секторов экономики, в первую очередь, отраслей производственной инфраструктуры, занимает одно из важных мест в современной экономической теории и практике управления экономикой. Ее изучение призвано способствовать не только решению текущих хозяйственных и управленческих задач краткосрочного характера, но и выработке концепции долгосрочной стратегии устойчивого развития производственной инфраструктуры и хозяйства в целом. Для анализа этой проблемы и решения возникающих задач необходима разработка соответствующих методических подходов, составной частью которых должна являться комплексная оценка рисков, методов их снижения и диверсификации.
Управление рисками представляет собой совокупность способов уменьшения рисков, снижения неопределенности результатов деятельности хозяйствующих субъектов за счет особых инструментов и методов. Это - относительно новое направление повышения эффективности менеджмента инфраструктурных проектов. Многие сложности и трудности в управлении рисками связаны с постоянным совершенствованием теории риск-менеджмента, ее сравнительно молодым возрастом, относительно небольшой практикой управления рисками в отраслях производственной инфраструктуры по сравнению с другими секторами хозяйства.
Управление рисками в инвестиционных проектах представляет собой одну из крупных экономических проблем для современной России, во многом определяющих эффективность рыночных преобразований. Ее значение особенно велико в отраслях производственной инфраструктуры: электроэнергетике, железнодорожном транспорте, автодорожном хозяйстве, трубопроводной транспортировке нефти и газа, коммунальном хозяйстве. Приток акционерного и частного капитала в эти, традиционно находившиеся в государственной собственности, отрасли оказывает существенное влияние на экономическое развитие и социальную обстановку в стране, объективно ведет к усложнению взаимоотношений государства и бизнеса, приводит к появлению новых рисков. [1, с. 15]
В настоящее время в мире накоплен значительный опыт по управлению рисками в капиталоемких проектах с большими сроками окупаемости инвестиций. ............