Предприятие и предпринимательство в рыночной среде
1. Сущность и эволюция предпринимательства
Закон РФ от 25.12.2006 № 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности" определяет предпринимательство как инициативную самостоятельную деятельность юридических лиц и граждан, направленную на получение прибыли и осуществляемую от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность.
Предприниматель может заниматься любыми видами деятельности, если они не запрещены законом. Субъектами предпринимательства могут быть граждане РФ; граждане иностранных государств и лица без гражданства; объединения граждан.
Статус предпринимателя приобретается после государственной регистрации. Предпринимательская деятельность может осуществляться с образованием или без образования юридического лица. Предпринимательская деятельность без образования юридического лица осуществляется гражданином – индивидуальным предпринимателем, не использующим наемный труд.
Важнейшими чертами предпринимательства являются: экономическая самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов;
• экономическая заинтересованность;
• хозяйственный (предпринимательский) риск;
• личная ответственность за результаты своей деятельности;
• мобильность и динамичность предпринимательской деятельности.
Главная задача предпринимательства в сфере производства – это удовлетворение спроса на товары и услуги путем изготовления и продажи данных продуктов с целью получения прибегли. Предприниматель может сам организовывать производство либо выступать в качестве посредника, он может быть собственником предприятия либо наемным менеджером. По в любом случае предприниматель выступает активным агентом рынка, который развивает производство и устанавливает рыночные связи.
Обычно на практике всех, кто занят бизнесом, называют предпринимателями, что, однако, не совсем верно. Предприниматель в полном смысле этого слова – предприимчивый человек, занятый постоянным творческим поиском, принимающий активное участие в деятельности предприятия, эффективно организующий труд персонала, использующий постоянно возникающие новые возможности хозяйствования. То есть предприниматели – это деловые люди, поведение которых на рынке отличается поисковым характером, которые являются источником и руководителями творческой инициативы и предприимчивости работников предприятия.
История российского предпринимательства насчитывает более тысячи лет.
Можно выделить следующие этапы развития предпринимательства в России:
– на первом этапе предпринимательство проявлялось преимущественно в сфере торговой деятельности. В XI–XII вв. начали создаваться первые купеческие компании. До монголо-татарского нашествия в стране процветали ремесла и торговля, что обеспечивало высокий международный авторитет;
– на втором этапе (XV в.) предпринимательство перешло в новое качество – организацию производства, собственного дела в целях извлечения прибыли, идущей на дальнейшее развитие производства. В данный период образовывались сообщества предпринимателей, состоящие из ремесленников, купцов, ростовщиков и др. В это время появляется термин "предпринимательство", который относился ко всем лицам, занятым деятельностью, направленной на развитие производства, торговли и получение дохода;
– третий этап (вторая половина XIX в.) был связан с развитием капитализма в России и образованием предпринимательских союзов. Однако капитализм в России не прошел стадии свободной конкуренции и не привел к созданию класса собственников-предпринимателей, поскольку начиная с октября 1917 г. ............