ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ГОСУДАРСТВА В АКЦИОНЕРНОМ ОБЩЕСТВЕ: МИССИЯ ПОЧЕТНА И ВЫПОЛНИМА
Прежде чем анализировать механизм участия представителя государства в управлении акционерными обществами, часть акций которых принадлежит Республике Беларусь, необходимо отметить следующее. Действующее национальное законодательство о хозяйственных обществах в полном объеме не регулирует вопросы управления в АО. Так, вне сферы правового регулирования находится важнейшее звено в системе управления обществом - наблюдательный совет. По большинству вопросов установления процедур проведения и созыва собрания акционеров, заседаний наблюдательного совета закон отсылает к уставу общества.
Важнейшие решения, связанные с деятельностью общества, принимает собрание акционеров. Однако собирается оно редко и практически не может осуществлять ни текущий контроль за действиями директора, ни тем более экстренное вмешательство, например когда интересы АО оказываются под угрозой. А ведь именно наблюдательный совет формулирует вопросы повестки дня очередного собрания акционеров, определяя тем самым и направление его работы. Таким образом, роль наблюдательного совета акционерного общества (и представителя государства в нем) как органа контроля и своеобразного арбитража, стимулирующего и корректирующего работу директора, возрастает. Именно наблюдательному совету принадлежит фактически направляющая роль в работе общества между собраниями акционеров
Между тем деятельность наблюдательного совета в Беларуси регулируется на практике нормами не централизованными, а корпоративными, то есть уставами акционерных обществ. Неслучайно единственное постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 07.06.2001 № 4, которое обобщает судебную практику применения хозяйственными судами законодательства о хозяйственных обществах, "молчит", по нашему мнению, о таком органе, как наблюдательный совет. Ведь законодательные нормы, регулирующие его статус, порядок работы и другие аспекты, в республике отсутствуют. И нам доводилось знакомиться с конкретными уставами, в которые "просочились" пока противоречащие законодательству РБ нормы, в частности о кумулятивном голосовании на собрании акционеров при выборах членов наблюдательного совета, заимствованные из российского права.
Большую надежду все заинтересованные лица возлагают на разрабатываемый в Беларуси закон о хозяйственных обществах. Разумеется, этот закон еще не обрел окончательного вида. Однако мы посчитали возможным, исследуя механизм участия представителя государства в работе наблюдательного совета, опереться на основные принципы (не нормы!) регулирования деятельности этого органа управления обществом, которые вытекают из российского законодательства. Ведь проект белорусского закона об обществах согласно Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 10.04.2002 № 205, должен учитывать интеграционные процессы между Беларусью и Россией, унификацию законодательства этих государств. Кроме того, планом совместных действий Правительства Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь и Правительства Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации по введению единой денежной единицы Союзного государства на 2001-2005 годы прямо предусмотрена унификация законодательств двух стран об акционерных обществах.
Членство в наблюдательном совете
Место наблюдательного совета в российской системе управления акционерными обществами ближе к американской системе управления (хотя сам термин "наблюдательный совет" присущ немецкой, то есть европейской системе акционерного права). Это означает, что в состав наблюдательного совета входят как обычные члены - доверенные лица акционеров, в том числе представители государства, так и независимые (так называемые независимые директора). ............