Министерство образования и науки Российской Федерации
КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра общей психологии и психологии личности
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
Представление о свободе у мужчин с регламентированным образом жизни
Автор дипломной работы О. В. Савченко
Нормоконтролер Е.В. Маркова
Краснодар 2010
Содержание
Введение
1. Теоретические основы представления о свободе и регламентированном образе жизни
1.1 Подходы в зарубежной психологии
1.2 Анализ проблемы свободы и самодетерминации в отечественной психологии
1.3 Личности заключенного и анализ понятия «лишение свободы»
1.4 Характеристика регламентированного образа жизни
2. Эмпирическое исследование представления о свободе у мужчин с регламентированным образом жизни
2.1 Организация и ход исследования
2.2 Анализ ценностно-смыслового понятия свободы у мужчин с регламентированным образом жизни
2.2.1 Результаты, полученные с помощью метода незаконченных предложений
2.2.2 Результаты, полученные с помощью семантического дифференциала
2.2.3 Результаты, полученные с помощью методики «ценностных ориентаций» М. Рокича
2.2.4 Результаты, полученные с помощью теста смысложизненных ориентации (СЖО)
2.2.5 Результаты, полученные с помощью методики Н. Холла на диагностику «эмоционального интеллекта»
Заключение
Список литературы
Введение
Многие философы и психологи проблеме свободы уделяют много внимания, но, несмотря на это в ней есть много белых пятен, которые ещё необходимо исследовать.
Свобода – понятие очень многогранное и четкого определения для него нет. Именно этой неопределённостью оно всегда притягивало многих философов в древности (Сократ, Платон и мн. др.), а в наше время зарубежных ( Р. Мэй, В. Франкл, Э. Фромм, Р. Харре, А. Бандура и др.) и отечественных психологов (Е.Р. Калитеевская, Д.А. Леонтьев, В.А. Петровский, Е. И. Кузьмина и мн. др.). Все многообразие мнений и подходов на тему свободы мы отобразим в теоретической части этой работы.
Во все времена проблема свободы сильно волновала человечество, каждый хотел почувствовать себя свободным, но мало кто понимал, что обретя свободу человек сам должен нести ответственность за все свои поступки. Для того чтобы человек лучше понимал, что такое свобода и как её достичь, в древности практически все философы, пытались разобраться в этом вопросе. В наше время проблема свободы изучена многими психологами и практически во всех психологических подходах упоминается тема свободы, но с разных позиций. В каждой теории свобода рассматривается по своему. От того какой её аспект исследуется, зависит все построение теории, начиная от её определения, а в каждом подходе, и у каждого психолога определение свободы своё. Но нас заинтересовал аспект свободы, который на данный момент практически не изучен. А именно представление о свободе у подростков с ограниченными возможностями (их регламентированный образ жизни). Частично эта тема освещена в юридической психологии, в разделе криминалистики, но объектом здесь не является понятие «свободы», точнее сказать, о нём практически не говориться, а если о нём и упоминается, то в юридическом понимании, как наличие неких прав и обязанностей.
В нашем исследовании мы изучим, что означает свобода для подростков с ограниченными возможностями и насколько они чувствуют себя свободными. ............