Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Исторический факультет
Представление о вампирах в европейском обществе первой половины XVIII века
Доклад
Студента III курса
Кафедры
Исторической Информатики
Матвеева Владимира
Руководитель Семинара
к.и.н., доц.
Посконина Ольга Ивановна
Москва 2009
Оглавление
Введение
Обзор источника
Очерк историографии
Постановка исследовательских вопросов
Глава 1
Типичный образ вампира
§1. Появления вампиров
§2. Нападения вампиров на людей
§3. Вампиры, пившие кровь
§4. Передача вампиризма жертвам
§5. Эксгумация трупов
§6. Борьба с вампирами
§7. Выводы по главе
Глава 2
Нетипичные проявления вампиризма
§1. Явления людей, считавшихся умершими
§2. Приведения, беспокоившие людей
§3. Вампиры, которые убивали своих жертв, не выпивая их крови
§4. Мнение, что вампиры едят
§5. Влияние вампиров на погоду
§6. Вампиры, помогавшие живым
§7. Нетипичное в обнаружении и казни
§8. Типичные казни нетипичных вампиров
§9. Вывод по главе
Глава 3
Феномен преждевременной констатации смерти
§1. Пьеса «Ромео и Джульетта»
§2. Погребённые заживо
§3. Спасённые утопленники
§4. Кома и экстатическое состояние
§5. Противоречия позиции автора
§6. Зимняя спячка некоторых животных
§7. Предрассудок о вампирах, которые едят
§8. Вывод по главе
Глава 4
Официальное отношение к вампиризму
§1. Государственные комиссии
§2. Юридическая сторона вопроса
§3. Сопротивление властей против предрассудка
§4. Юридическое противостояние предрассудку.
§5. Выводы по главе
Глава 5
Историческая география вампиризма
§1. Конкретные примеры вампиризма.
§2. Ядро классического вампиризма
§3. Вера в вампиризм различных народов.
§4. Выводы по главе
Глава 6
Позиция Кальмета в споре о вампирах
§1. Мнения «за» и «против» вампиризма
§2. Концепция объяснения вампиризма
§3. Опровержение народных предрассудков
§4. Магия §5 Вывод по главе
Заключение
Приложения
Список использованной литературы
Использованные источники
Источники, приводимые Кальметом и цитируемые по его труду
Введение
Сегодняшней массовой культуре известно большое количество выдуманных образов, пришедших из мифологии. Среди них особняком стоит вампир, ведь его образ был ко всему прочему переработан и литературой периода романтизма. То есть, этот идол современной поп-культуры, в отличие от прочей нечисти, шагнувшей в современность со страниц сказок, владел умами людей гораздо дольше.
В то же время, для большинства обывателей вампир ассоциируется скорее с образом, созданным романтической литературой, чем с персонажем современности, или древности. Пожалуй, только логически можно догадаться, что изначально этот образ зародился в древности или в тёмные века, но ассоциаций с этим временем образ вампира не вызывает[1].
Сейчас вампиризм – это исключительно продукт поп-культуры, и по сравнению с ним даже пришельцы-инопланетяне выглядят правдоподобнее. ............