Мещерякова И.А. — доцент кафедры «Педагогическая психология»
Жизнь человека — постоянная встреча с множеством проблем. Каждый психологический возраст можно охарактеризовать не только при помощи ведущей деятельности, психических новообразований, но и посредством тех типичных проблем, с которыми люди сталкиваются и которые пытаются решить в тот или иной период жизни. В данном контексте «проблема» понимается как жизненная ситуация, затрагивающая интересы личности и воспринимаемая ею как неудовлетворительная и требующая разрешения.
Предметом нашего интереса было не само проблемное поле старшеклассника, а его восприятие учителем. Этот интерес носит не только академический, но и практический характер. Необходимой стороной эффективного общения (педагогическое общение не составляет исключения) является адекватная социальная перцепция, и, в частности, понимание того, что является для партнера счастьем и несчастьем. Естественно, на это понимание оказывают влияние многочисленные факторы, и не в последнюю очередь, собственный опыт и уже имеющиеся представления о человеке.
Исследование проводилось в двух группах учителей. Работа каждой группы подразделялась на три этапа, причем первые два предусматривали индивидуальное выполнение заданий, а последний — групповую дискуссию и коллективное принятие решения. На первом этапе учителям предлагалось ответить на вопрос, какие проблемы испытывают старшеклассники, что заставляет их страдать и переживать. После того, как каждый из них письменно фиксировал свое мнение, предлагалось проранжировать указанные проблемы по степени остроты. Таким образом, мы получили возможность вычленить представления педагогов о самых главных областях переживаний старшеклассников.
Было опрошено 25 учителей московских школ, преимущественно женщин, в возрасте от 24 до 66 лет (средний возраст составлял 42 года), имеющих педагогический стаж от 1 месяца до 47 лет (средний педстаж составлял 19 лет).
Большинство опрошенных учителей полагают, что наиболее остро старшеклассники переживают две проблемы. Во-первых, это все, что связано с общением, в частности, со сверстниками своего и противоположного пола в школе и вне ее (дружба, любовь, безответность симпатий); с родителями (ругают за плохую учебу, не понимая, что при всем старании ребенок лучше учиться не в состоянии; не понимают проблемы детей); с учителями (плохо относится; несправедливо выставляет отметки и пр.)
Вторая область болезненных переживаний связана с разнообразными учебными проблемами — плохие отметки, уровень знаний, отношение к учебным дисциплинам (что пригодится, что нет); необходимость посещать школу, нежелание учиться; как и где списать; как получить хорошую отметку; как ввести в заблуждение педагога. Заметим, что переживания на учебные и коммуникативные темы, по мнению учителей, занимают четкие лидирующие позиции и делят первое и второе (реже — третье) места в проблемном поле старшеклассников: если респондент в качестве «самой важной» указывает учебную проблему, то очень вероятно, что на второе место он ставит общение, и наоборот.
Несколько реже выделяют третью область переживаний, которую можно обозначить как «поиск своего места в жизни — в будущем и настоящем» (будущая профессия; выбор предметов для поступления в вуз; пути получения дальнейшего образования; сдача экзаменов, поступление в вуз).
Представляет интерес также редкие, «единичные» ответы. ............