Введение
Рынки банковских товаров и услуг, как и другие рынки, в той или иной мере подвержены асимметричности информации.
Под асимметричностью информации понимается ситуация, в результате которой участники рынка имеют разную степень информированности о качестве товаров, обращающихся на рынке, - ситуация, когда одна группа владельцев ресурсов или покупателей владеет необходимой для ведения дела информацией, а другая - не владеет. Важность изучения данной проблемы состоит в том, что асимметричность информации является одной из причин «отказов» рынка.
Основные трактовки функционирования рынков, используемых современными экономистами, положили работы Дж. Аксрлофа, М. Спенса и Дж. Стиглица. Данные экономисты стали лауреатами Нобелевской премии в 2001 г. «за их анализ рынков с асимметричной информацией».
Мы считаем, что в современных условиях развития кризиса представляет интерес рассмотрение вопросов информационной асимметрии в банковском секторе и пути се преодоления.
1 Информационная асимметрия на банковском рынке
Эффекты асимметрии информации для финансовых посредников существуют в виде риска неблагоприятного выбора клиента (adverse selection) и морального риска (moral hazard). Первый риск возникает на стадии заключения контракта и связан с ошибками в-о пределе ни и качества товара или услуги, а второй вид риска — связан с тем, что сам факт заключения сделки может привести к изменению поведения одной из сторон. Их причина — наличие на финансовом рынке информационной асимметрии, когда заключающие контракт стороны не осведомлены о действиях после заключения кредитного контракта. Следовательно, банк при предоставлении кредита в момент совершения сделки обладает неполной информацией о заемщике. Клиенты, размещая денежные средства в результате принятия закона о страховании вкладов физических лиц, не стремятся к обладанию информацией о банке, им достаточно знать, входит ли данный банк в систему страхования вкладов.
Банки путем изучения кредитной истории клиента, справок о зарплате и других данных пытаются ликвидировать данную информационную асимметрию. Однако заемщик склонен приукрашивать свои способности по погашению кредита, так как. чем выше вероятность у него возврата кредита, тем ниже процентная ставка по нему. Банки стараются точнее узнать качественные характеристики заемщиков и в этом случае предоставление кредита описывается обычной функцией спроса, причем каждому уровню «качества заемщика» соответствует своя функция Qn(P, к), где к - показатель качества. Особые трудности выявления качественных характеристик заемщиков возникают в период нестабильной ситуации на финансовом рынке в условиях кризиса, так как резко возрастает ограниченность информации, имеющейся у банка. Банкам трудно определить реальную платежеспособность заемщиков, оценить надежность и эффективность их проектов, предъявляемых к финансированию. Банк знает, какие на рынке имеются заемщики (т. е. знает множество значений показателя к), и, кроме того, знает доли н>А заемщиков по вероятности возврата кредита, но не знает, к какой категории следует отнести того или иного заемщика. Иными словами, он располагает лишь статистической информацией об имеющихся на рынке заемщиках. ............