Введение
Проблема психической саморегуляции в экстремальных ситуациях остается одной из центральных в психологии. При взаимодействии с окружающим миром индивид сталкивается с экстремальными ситуациями, в которых ему приходиться выбирать различные способы реализации своей активности и прибегать к разнообразным средствам саморегуляции. Это предполагает реализацию субъектом индивидуально-личностных усилий, посредством которых происходит снижение уровня неопределенности, дискомфорта и риска.
Роль личностных свойств в экстремальных ситуациях
С целью подтверждения данного факта, нами было проведено исследование. Для этого была отобрана группа респондентов, так или иначе связанная с экстремальными ситуациями в своей деятельности, в частности, молодые люди, стремящиеся к овладению мастерством в экстремальном виде спорта «маунтинбайк» (N=66). За основу был взят опросник «Стиль саморегуляции поведения» ССП-98 (В.И. Моросанова). Также в ходе работы использована совокупность методик, позволяющих изучить индивидуально-психологические особенности и личностные свойства испытуемых.
Данные полученные в результате психодиагностического среза были подвергнуты корреляционному и сравнительному анализу.
В первом случае был проведен тщательный анализ корреляционных взаимодействий шкалы «общего уровня саморегуляции» опросника ССП-98 с другими личностными свойствами испытуемых. Во втором установлены различия в содержательном аспекте готовности к риску на двух контрастных уровнях в процессе саморегуляции в экстремальных ситуациях.
На первом этапе для выявления наиболее сильных корреляционных связей за минимальное значение Pearson Correlation мы взяли p=0, 318 при Sig. (2-tailed) = 0, 09.
В результате наиболее сильные связи со шкалой «общий уровень саморегуляции» набрали следующие шкалы – по методике ССП-98 (В.И. Моросановой): «моделирование» (p=0, 522 при sig. (2-tailed) = 0, 00), «программирование» (p=0, 477 при sig. (2-tailed) = 0, 00), «оценка результатов» (p=0, 471 при sig. (2-tailed)=0, 00), «гибкость» (p=0, 556 при sig. (2-tailed) = 0, 00); по методике САМОАЛ Н.Ф. Калининой – «высокая потребность в познании» (p=0, 322 при sig. (2-tailed) = 0,08), «спонтанность» (p= - 0, 345 при sig. (2-tailed) = 0, 05); по методике диагностики волевых особенностей личности (ВКЛ) М.В. Чумаковой – «выдержка» (p=0, 329 при sig. (2-tailed) = 0, 07); по опроснику МакКрае – Коста («Большая пятерка») – «привязанность - обособленность» (p=0, 412 при sig. (2-tailed)=0, 01), «сотрудничество-соперничество» (p=0, 436 при sig. (2-tailed) = 0, 00), «доверчивость-подозрительность» (p=0, 318 при sig. (2-tailed) = 0, 09).
Корреляционный анализ выявил прямую зависимость уровня саморегуляции от личностных свойств и охарактеризовал испытуемых как способных в экстремальных условиях саморегулировать свою активность при помощи, прежде всего:
процесса гибкости и моделирования принятия решений. При возникновении непредвиденных обстоятельств такие испытуемые легко перестраивают планы и программы исполнительских действий и поведения, они способны быстро оценить изменение значимых условий и перестроить программу действий;
высокой потребности в познании, характерной для самоактуализирующейся личности, всегда открытой к новым впечатлениям;
выдержки, усилий, привязанности, сотрудничеству и доверчивости.
Влияние рассмотренных личностных свойств на процесс саморегуляции можно объяснить, цитируя высказывание тренера по маунтинбайку «…Скоростной спуск – это не борьба с соперником, это борьба со скоростью, и, прежде всего с собой. ............