Часть полного текста документа:Преподобный Иосиф Волоцкий Перевезенцев С. В. Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин) (1439-1515) - игумен основанного им монастыря Успения Богородицы (Иосифо-Волоколамский монастырь), крупный церковный деятель, публицист, основатель "иосифлянства". Происходил из дворян Волоколамского уезда. В двадцать лет принял монашеский постриг в Боровском монастыре. Монашеский постриг приняли три его родных брата и два племянника, а двое из них стали епископами. После смерти основателя Боровской обители Пафнутия, в течение двух лет был игуменом. В 1479 году Иосиф вместе с несколькими иноками покинул Боровскую обитель и основал общежительский монастырь Успения Богородицы на Волоке Ламском, в 113 верстах от Москвы. Позднее эта обитель стала широко известна по имени своего основателя, как Иосифо-Волоколамский монастырь. На рубеже XV-XVI вв. принимал активное участие в религиозно-политической борьбе. Иосиф Волоцкий возглавил теоретическую и практическую борьбу с ересью "жидовствующих". Основные принципы борьбы с еретичеством он изложил в главном сочинении своей жизни, известном под названием "Просветитель". Первые главы "Просветителя" были написаны еще в 90-е гг. XV в., а последние - незадолго до смерти. Впрочем, А.И. Плигузов считает Иосифа Волоцкого автором лишь 12-ти глав "Просветителя", а 13-16-е главы приписывают его ученикам и последователям. "Просветитель" был одной из самых популярных книг в XV-XVII вв. (известно более 100 списков). В 1504 г. по его инициативе состоялся церковный собор, который приговорил к сожжению в срубе четырех еретиков, в том числе Ивана Волка Курицына, брата Федора Курицына. В 1507 г. Иосиф Волоцкий вступил в конфликт с князем Федором Борисовичем Волоцким, на землях которого располагался монастырь. Князь посягнул на монастырское имущество, после чего Иосиф заявил о переходе монастыря под власть великого князя Василия III Ивановича. Новгородский архиепископ Серапион, которому монастырь подчинялся в церковном отношении, поддержал волоцкого князя и отлучил Иосифа от Церкви. Но за него вступился митрополит Симон, лишивший сана новгородского владыку. В начале 10-х гг. XV в. разгорелась полемика между Иосифом Волоцким и "нестяжателем" Вассианом Патрикеевым. Причиной полемики стали многообразные вопросы церковной жизни: отношение к еретикам, отношение к Ветхому Завету, вопросы церковного землевладения и др. Спор был решен государем, - Василий III занял сторону Вассиана и запретил Иосифу письменную полемику с ним. Иосиф Волоцкий скончался 9 сентября 1515 г. и похоронен в Иосифо-Волоколамском монастыре. Канонизирован в 1591 г. Дни памяти - 9 (22) сентября, 18 (31) октября. Все мировоззрение преподобного Иосифа определялось идеей социального служения и призвания Церкви, как организующего начала человеческого общежития. Своими главными задачами он видел укрепление духовно-политического значения Церкви и превращение ее в решающую общественную силу в целях утверждения в русском обществе церковно-православных идеалов. Поэтому, в отличие от многих других монашествующих, - и предшественников, и современников, - он не "бежал от мира", а, наоборот, активно участвовал в церковно-политической жизни, оказывая влияние не только на церковную, но и на светскую политику. ............ |