ПРЕВРАЩЕНИЕ БОЛЬШЕВИЗМА В ГОСУДАРСТВЕННУЮ СТРУКТУРУ
1. Введение
Политическая история России в ХХ веке предоставила обильный и богатый материал для философского, историософского, правового и культурологического осмысления. Тысячелетняя история России, связанная с личностью монарха сделала резкий поворот и фигура русского царя, ставшая преемницей византийского кесаря, сакрализованная русским общественным сознанием, неожиданно перестала устраивать русское общество.
Но вакантное место царя осталось в культурном сознании нации, и оно было занято вождями. Конечно, подобное происходило и в истории других государств. Революции вырождались в диктатуры. Так было в Древнем Риме, в Англии, в период диктатуры Кромвеля, и во Франции. Но нигде не удавалось партии, определенной общественной силе, закрепиться у власти на продолжительный срок. Что бы подобное слияние могло произойти, партии необходимо слиться с государственной властью, создать удобную для себя политическую систему и удалить с политической сцены всех своих конкурентов.
“Под политической системой (или политической организацией) общества имеются в виду совокупность политических институтов и общественных организаций, их взаимодействие в осуществлении ими функций и требований, диктуемых политическими, социальными и идеологическими установками режима” Главное звено политической организации общества - государство, которое, в свою очередь, состоит из функциональных властей: законодательной, исполнительной и судебной. Поэтому для того, чтобы слиться с государством, большевикам было необходимо чтобы общество признало за данной партией законодательную силу, было бы готово исполнять решения большевизма и обращалось бы к большевизму как к высшей судебной силе. Для достижения этих целей как раз и требовалось удаления с политической сцены всех политических конкурентов, то есть должна была возникнуть монополия большевизма на власть. Мы нарочно оставляем в стороне риторику о демократической, народной природе власти большевиков. На проверку это остается не более как риторикой, и большевистское государство выполняло свои функции как господство одних людей для подавления и принуждения других людей.
Из всего вышесказанного логически вытекают хронологические рамки настоящего исследования: это от октябрьской революции до принятия первой конституции в 1918 году.
Почему мы ограничиваемся именно этими рамками? А. Денисов выделяет следующие части государственного аппарата: “...развитый государственный аппарат состоит из следующих основных частей: 1) преимущественно угнетательского аппарата: постоянной армии, полиции, чиновничества и тому подобного, осуществляющего подавление, угнетение и ограбление народных масс; 2) представительных учреждений (парламент и органы местного самоуправления); 3) аппарата, выполняющего функции счетоводства, контроля, регистрации, учета. Таковы его “анатомия” и “физиология”. Именно с принятием Конституции РСФСР в 1918 году закончился процесс “слома государственной машины как предварительного условия народной революции” и создание, в общих чертах, новой государственной машины. Именно данный факт и ознаменовал собой сам факт начала слияния партии большевиков с государственным аппаратом. Это слияние будет продолжаться всю историю существования СССР и достигнет своего апогея в 1970-х годах, когда 6 статья Конституции СССР закрепит монополию КПСС на власть, назвав ее единственной руководящей и направляющей силой советского общества.
Слом старой государственной машины власть был одним из важнейших условий укрепления власти большевиков. ............