Часть полного текста документа: ВВЕДЕНИЕ. Анализ института президентства в системе государственной власти России является одним из актуальных направлений в государственно-правовых исследованиях. Нужно сказать, что в нашем обществе нет однозначного понимания конституционного статуса Президента. Существует несколько точек зрения: * сторонники президентской формы правления, установленной федеральной Конституцией, видят в институте Президенства широкие возможности обеспечения единства государственной власти. Концентрация значительных полномочий у главы государства обосновывается объективной необходимостью в условиях становления гражданского общества. Это обстоятельство оправдывает, по их мнению, то, президент вправе издавать нормативный акт по любому вопросу в пределах компетенции РФ, если его содержание не противоречит основам конституционного строя. * некоторые утверждают, что Конституция РФ установила своего рода "президентское всевластие", а поэтому отступила от требования доктрины разделения властей. Отсюда делается вывод о необходимости внесения поправок в Конституцию для устранения дисбаланса властей и предупреждения возможности власти Президентом, либо, по крайней мере, необходимо толкование Конституционного Суда положений Конституции которое бы ограничило прерогативы Президента, прежде всего обеспечив его невмешательство в полномочия парламента и Правительства. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Сам по себе факт не включения Президента не в одну из трех ветвей власти (ст.10) не означает неопределенности в правовом статусе Президента. В мировой конституционной практике нет модели разделения властей в "чистом" виде. Представляется, что было бы гораздо худшим вариантом, если бы Конституция наряду с тремя ветвями власти содержала бы еще четвертую - президентскую. Это может формально показаться логичным, но в правом отношении институт Президента встал бы над ветвями власти и получил возможность оказывать на них серьезное давление, не всегда сочетающееся с принципом их самостоятельности. Для нормального функционирования и взаимодействия ветвей власти, на мой взгляд, Президент должен находится в органической связи со всеми структурами публичной власти, а не возвышаться над ними. ПЛАН: I. Становление и развитие института президентства в России. II. Конституционный статус Президента РФ. § 1. Элементы конституционного статуса Президента РФ. § 2. Президент РФ - глава государства. § 3. Полномочия Президента. а) Президент РФ и Федеральное Собрание РФ. б) Президент РФ и Правительство РФ. в) Президент РФ и субъекты РФ. г) Президент РФ и судебная власть. д) Военные полномочия Президента РФ. е) Чрезвычайное положение. ж) Полномочия Президента РФ в сфере внешней политики. з) Иные полномочия Президента РФ. I. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА В РОССИИ. Учреждение в системе государственной власти РФ поста Президента значительно усилило внимание в нашем обществе к институту президентства. Введение этого института открыло новый этап в развитии российской государственности. Термин "президент" происходит от латинского Praesidens, что буквально означает "сидящий впереди". В современном значении президент - это единоличный глава государства, получающий свои полномочия путем выборов. Исторические корни института президентства уходят в старую римскую экстраординарную магистратуру, созданную на случай возникновения чрезвычайных опасностей, угрожающих существованию государства. В ХХ веке такие грандиозные по своим масштабам потрясения, как революции, мировые войны, распад колоний, привели к образованию множества независимых государств и в большинстве из них был учрежден пост президента. ............ |