Часть полного текста документа:Презумпция человечности Психолого-педагогическое эссе Шувалов А. В. Человек, как и плодоносное дерево не может подняться без предварительной прививки черешков мудрости, нравственности и благочестия. Я.А.Каменский Все прогрессы реакционны, если рушится человек. А.Вознесенский Большие образовательные пространства Если непосвященный привычно отождествляет образование со знакомыми по личному опыту ступенями - детский сад, школа, университет - то специалисту необходимо проникновение в суть вопроса. По сути, образование является неотъемлемым признаком жизни людей, процессом формирования облика человека, выращивания и воспитания старшими новых поколений людей, которым в будущем можно будет доверить страну и собственную старость. Сложная совокупность условий, связанных с национальными и культурными традициями, особенностями социальной среды и отношением ближайшего человеческого окружения, влияет на траекторию, динамику и качество развития ребенка, на образ жизни и ментальность взрослеющего человека. Отнюдь не претендуя на полноту и завершенность картины, условия развития можно обобщить и представить в виде больших, сопряженных пространств, которые составляют рельеф и задают основные маршруты образовательного универсума. Это семья, система общественного непрерывного образования, структуры, относящиеся к так называемому "параллельному образованию", религиозные общины и институты. Семья представляет собой естественно-родовую основу жизни новорожденного. В семье ребенок обретает имя, узнает историю своего происхождения. Родительская забота, воодушевление любовью и волей к жизни лежат в основе чудесного превращения беспомощного младенца в жизнеспособного человека. По определению психологов, семья является формой базового жизненного тренинга, а родители - центром ориентации и идентификации ребенка. С родительским домом связано чувство укорененности, столь необходимое каждому для душевного благополучия и здоровой жизнедеятельности. Общественное образование представляет собой организованную, поэтапную, многоплановую систему социализации. Специфика его ступеней и содержаний угадывается даже в самых общих определениях: дошкольное, школьное, внешкольное и вузовское; начальное, среднее и высшее; общее и специальное, дополнительное и профессиональное. Образовательные учреждения - это пространство ученичества, приобретения знаний, освоения средств и способов умственной, организационной, практической деятельности, формирования способности и мотивации к самообучению, самообразованию. Под "параллельным образованием" подразумевается широкий спектр целенаправленных и стихийных воздействий информационной среды. Это наименее однородное и согласованное пространство, которое формируют печатные и электронные СМИ, "мировая паутина" Интернет, издательские дома. С одной стороны, в нем представлены авторы и мастера, сохраняющие свою приверженность традициям высокой культуры и близкие по духу общественному образованию. С другой стороны, здесь конкурируют агенты массовой культуры (шоу-бизнес, индустрия досуга и развлечений, производители рекламы), субкультуры (неформальные объединения, клубы и группы по интересам) и контркультуры (криминальные группировки, экстремистские организации, тоталитарные секты). ............ |