Содержание
Введение
Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника
1.1 Границы младшего школьного возраста
1.2 Учебная деятельность
1.3 Мыслительная деятельность
1.4 Поведение ребенка
Глава 2. Психологические причины неуспеваемости младшего школьника
2.1 Виды неуспеваемости
2.2 Леворукость
2.3 Психологические причины трудностей
2.4 Поведенческие типы
Глава 3. Учитель и ученик
3.1 Индивидуальная работа учителя
3.2 Виды поведения учителя, связанные с преодолением неуспеваемости у
отдельных учеников класса, предложенные Ю.З. Гильбухом
3.3 Индивидуальные недостатки ребенка
Глава 4. Адаптация к школьному обучению детей в возрасте 6 и 7 лет и анализ причин дезадаптации
4.1 Адаптация к школе
4.2 Виды адаптации
4.3 Дезадаптация и дезадапционные стили
4.4 Дидактогенный невроз
4.5 Проблемы ребенка при поступлении в школу
Глава 5. Компоненты психологической готовности
5.1 Интеллектуальная готовность ребенка к школе
5.2 Личностная готовность ребенка к школе
5.3 Социально-психологическая (коммуникативная) готовность ребенка к школе
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Освоение любой деятельности сопряжено с определенными трудностями, их преодоление - естественный процесс достижения целей, решение поставленных задач. В то же время известно, если трудности накапливаются, начинают восприниматься личностью как непреодолимые; они вызывают напряженность, негативные переживания, порождающие внутриличностные противоречия, дестабилизируют деятельность вплоть до ее прекращения. В силу этого проблема влияния деятельности на личность, на ее внутренний мир и, наоборот, влияние личностных особенностей на деятельность является одной из актуальных проблем современной психологии. Учебная деятельность, в силу своей специфики, обладает объективной сложностью, т.к. учащийся постоянно осваивает то, чего он раньше не знал, чем не владел, сталкиваясь при этом, естественно, с многочисленными трудностями. Одни школьники преодолевают эти трудности относительно легко, другие - только путем мобилизации всех своих ресурсов, третьи - вообще без посторонней помощи не способны самостоятельно разрешить возникшие проблемы. Комплекс трудностей в учебной деятельности, приобретая устойчивость, дестабилизирует личность и ее внутренний мир, порождает внутриличностные противоречия между желаниями и возможностями, требованиями социума и собственными устремлениями. На этот факт указывают многие зарубежные и отечественные психологи (3. Фрейд, К. Хорни, Л. Фестингер, К. Роджерс, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, М.С. Неймарк, Л.С. Славина, А.И. Захаров). Внутриличностные противоречия могут перерастать во внутриличностные конфликты, которые, в свою очередь, усугубляют положение, усиливают негативные переживания внешних трудностей.
Особую остроту данная проблема приобретает в младшем школьном возрасте. Это связано с тем, что младший школьник только лишь окунается в атмосферу школьной жизни, учебная деятельность предъявляет к нему такие требования, которые не предъявлялись на предшествующих этапах его развития. Поэтому, сталкиваясь с трудностями, не все младшие школьники в силу своих личностных и интеллектуальных особенностей могут их преодолеть, что и порождает разноплановые внутриличностные противоречия, которые, как правило, детьми не осознаются.
Понятие «трудность» неоднократно рассматривалась при изучении преодоления различных преград, возникающих на пути удовлетворения потребностей человека, мешающих достижению его целей (Р.Х. ............