Часть полного текста документа:Принцип неопределенности или почему Бог до сих пор идеален? Копылов Михаил Юрьевич В квантовой механике имеется так называемый принцип (соотношение) неопределенности, который гласит, что уже одно только познавательное действие человека само по себе способно изменить мир. Странно, что до сих пор никто не указал на аналог этого принципа в макромире или хотя бы в мире живого. А он, кажется, существует. В медицинской деонтологии есть принцип: не говори больному о болезни. Религия, как бы то не было, придерживается аналогичного принципа: слишком многие знания о Боге вредят вере. Но не является ли разбираемый принцип следствием широко практикуемого принципа идеальности, а не материальности Бога? А по нашему - кажимости идеальности Бога. Попробуем разобраться, почему же столь популярен даже у верующих тезис об идеальности Бога. И заодно показать связь этого вопроса с таким глобальным вопросом процесса познания, как вопрос о соотношении места и роли принципа (должного) в теории. Иначе говоря, так как Бог материален, то принцип неопределенности следует отбросить. Наши познавательные действия не могут сами по себе изменять мир, поскольку в основе мироздания лежит недоступный нашему влиянию Бог. То есть все в мире происходит только по произволению этого Высшего начала. Таким образом, не познание изменяет мир, а знание. Но не само по себе. А знание у человека. Ибо только знание у человека есть настоящее (действующее) знание. Причем знание у конкретного человека. Если мы говорим, что Бог идеален, то он так и будет для нас идеальным (то есть придуманной и недостижимой потому сущностью). Если же мы говорим, что Бог материален, то он и станет для нас материальным (проявляющим себя в точности материально). Вывод: принцип теории - он же и ее постулат. Но принцип принципу - рознь. Ведь Бог = истина. Принцип идеальности истины и дает идеальную истину (придуманную и потому только кажущуюся). Принцип материальности истины дает материальную истину - которую можно пощупать. Но не странно ли, что принцип - он же и постулат (то есть должное)? Ведь таким образом получается, что сущее = должному? Нет, не так. Должное имеется в виду как должное в знании, то есть как направление взгляда познающего. (Сущее же родится от знания только тогда, когда оно перейдет в форму проекта и будет реализовано.) То есть точка зрения? Да, что-то вроде этого. Но в таком случае получается, что, раз точка зрения допущена в познание (все точки зрения равноправны), то истины как абсолютной истины не существует. А существует только истина через-точку-зрения, то есть только относительная истина, то есть, по сути, лишь мнение. Возьмем пример: 350 лет назад Галилей встал на точку зрения (им овладела такая точка зрения), что Земля круглая и вращается (хотя непосредственно наблюдать это он не мог). У многих тогда была иная точка зрения и Галилею поэтому пришлось не просто. Но сегодня выясняется, что точка зрения многих во времена Галилея давала мираж (идеальную истину), а точка зрения Галилея - истинное знание. Вывод? Теория - это проект только в ментальном мире. То есть это проект связи понятий, конструкция из понятий. И его, этот проект, можно осуществить в ментальном мире. Когда теория овладевает массами - это и есть ментальное осуществление теории. ............ |