Часть полного текста документа:ПРИНЦИПЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ГРУППОВОГО СУБЪЕКТА Психодиагностика традиционно сосредоточивает свое внимание на изучении отдельной личности - ее психических процессов, качеств, состояний и пр. В этой области она достигла значительных успехов. Благодаря этому не только психологи, но и другие специалисты обеспечиваются необходимой и надежной психологической информацией, создающей основу для решения многих задач в сферах образования, здравоохранения, производства, социального управления, обеспечения законности и правопорядка и др. Если же в психодиагностике и затрагиваются социально-психологические аспекты, то они все равно чаще всего касаются личности: ее межличностных отношений, коммуникативных особенностей и компетентности, социальных установок и стереотипов. Этот личностно-ориентированный, если так можно сказать, статус психодиагностики зафиксирован во всех современных психологических словарях и учебниках по психодиагностике. Вместе с тем существует малоразработанная область психодиагностики, значимость которой отнюдь не меньше, чем диагностики индивидуальной, личностно-ориентированной. Речь идет об изучении социально-психологических характеристик малой (контактной) группы, иными словами о психодиагностике группо-ориентированной. Говоря о ее проблемах, прежде всего, обратим внимание на то, что в настоящее время в социальной психологии групп и коллективов утверждается субъектный подход. С его позиций малая (контактная) группа рассматривается как единый субъект. Мы предлагаем определять понятие "групповой субъект" как особое динамическое и системное качество группы, проявляющееся, когда она не только действует как единое целое в значимых социальных ситуациях, осуществляя разные виды активности (деятельность, общение, управление и пр.), но и преобразовывает их (т.е. ситуации) и саму себя, сознавая при этом, что именно она является источником этих действий и преобразований. Психодиагностика группового субъекта требует соблюдения ряда принципов. 1. Принцип комплексности. Понимать его, с нашей точки зрения, нужно двояко. С одной стороны, это изучение особенностей проявления группового субъекта в разных сферах его жизнедеятельности, в частности, в сферах совместной деятельности, общения, взаимоотношений, управления и самоуправления, межгрупповой активности. Как показали наши исследования, на том или ином этапе развития контактной группы как целостного субъекта ее проявления в тех или иных сферах могут образовывать различные по степени выраженности сочетания. Психодиагностическая информация, раскрывающая конкретную картину этих проявлений, помогает видеть индивидуальность каждого группового субъекта и с учетом этого реально оптимизировать его жизнедеятельность. С другой стороны, комплексность диагностики должна выражаться как в использовании методик, предназначенных для изучения разных сторон и аспектов психологии группового субъекта, так и в том, чтобы они принадлежали к разным классам диагностических средств (методы наблюдения, эксперимента, опроса; вербальные и невербальные методики; бланковые и аппаратурные). 2. Принцип сочетания "срезовой" и лонгитюдной диагностики. При изучении группового субъекта нельзя ограничиваться однократными замерами-срезами, т.е. ............ |