Часть полного текста документа:Принципы социальной эволюции. Философия истории: исследовательская программа Принцип взаимного соответствия. Социальные формы реализуются лишь при наличии у участвующих индивидов и групп культурных образцов по выполению и поддержке данных форм. Кроме того, социальные формы должны быть согласованы между собой на некотором уровне, ниже порога которого резко снижается их эффективность с точки зрения осуществления потребностей инициаторов и участников этих форм. Примером соответствия социальных форм и культурных образов может служить знаменитое сопоставление М.Вебером протестантской религии и раннекапиталистической этики. Марксовы законы соответствия, например между "способом производства" и политической "надстройкой" являются примерами соответствия между социальными формами. Принцип подчинения-констелляции социокультурных форм. Наряду с симметричными (паритетными) отношениями соответствия между формами широко распространены несимметричные отношения соответствия, когда одна форма "конституирует" (видоизменяет по своему подобию или согласно свойствам своей структуры) другую форму. Конституирующая форма может быть более широкой - охватывающей, тогда говорится о подчинении формой-структурой своих форм-элементов (сравни с холистским подходом в гносеологии). Не редки также случаи обратного конституирования, когда большая форма - структура "складывается" , т.е. является констелляцией более мелких форм-элементов (сравни с атомистическим, аддитивным подходом). Стадии подчинения и констелляции могут неоднократно чередоваться, но в конкретный период времени этот выбор зависит от того, какая форма обладает большей "социокультурной твердостью" и, соответственно, выбирается людьми (осознанно или неосознанно) в качестве "точки опоры" для изменений. "Твердость" же эта определяется степенью фундированности (культурной обоснованности, см.Розов 1992) и приемлемости данной формы для наличного психического субстрата наиболее влиятельных групп (например, социальных лидеров и элитных кругов). Проще говоря, когда влиятельная элита имеет культурную опору в "большой форме" (например, в государственном строе), то имеет место подчинение "малых форм" (например, частных законов о собственности, налогах, правах и т.д.). Когда же элита опирается на "малые формы" (например, хозяйственные уклады, способы коммерции, частные традиции власти и т.д.), то изменению подлежит уже "большая форма" как констелляция, "взаимопритирка" малых форм. Принцип распространения. Социальные формы, как правило, с течением времени заполняют все "свободное пространство", где они обнаруживают свою эффективность, они также имеют тенденцию вытеснять менее эффективные "конкурирующие" формы (через подражание, принуждение, изоляцию носителей старых форм или их физическое уничтожение) при условии отсутствия специальных противодействующих факторов. Рапространение социальных форм (равно как и культурных образцов) является надстройкой над более фундаментальным биологически принципом распространения популяции - увеличения ее численности и ареала расселения при достаточных ресурсах и отсутствии специальных противодействий. Принцип диверсификации. Эффективные социальные формы каждой локальной общности становятся все более отличны от форм других общностей. ............ |