Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет юриспруденция
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Отечественная история»
Принятие христианства на Руси.
Оренбург 2010
Содержание
Введение
1. Русь языческая
2. Предпосылки
3. Крещение Руси
4. Последствия
Заключение
Список используемой литературы
Введение
«Смена религии и для одного человека — грандиозная ломка психики, но она неизмеримо больше, когда речь идет о целом народе (этносе) с устоявшимися традициями культуры и быта».
Гумилёв «Древняя Русь и Великая степь»
Официальное принятие Русью христианства было самым важным мероприятием конца X века. Реформаторская деятельность князя Владимира внесла великий вклад в становление Русской государственности, как равного другим христианским странам на политической арене.
Трудно переоценить глубину духовного переворота русского народа, во всей его жизни, во всем мировоззрении. Объединение разрозненных племен по общей религией привело к духовному единению, началу нового этапа культурного и общественного развития. Процесс христианизации на Руси имел тяжелый и затяжной характер, это проявлялось не только в сопротивлении, но и физических столкновениях. Этот процесс наложил серьёзный отпечаток на историю государства и общественную жизнь.
«Князь Владимир совершил поступок, превратившийся в «деяние», и за это его отблагодарили церковь и народ». И силу значительности этого события становятся несущественными личные проступки реформатора, ведь нет человека без греха.
1. Русь до официального крещения
Языческое мировоззрение земледельцев Восточной Европы сложилось во II – I тысячелетиях до н.э., в эпоху первобытного строя и бронзового века, задолго до возникновения славянских государств. У древних славян сформировался культ земли, солнца, дождя, рек, источников - всего того, что было связано с производственной деятельностью земледельца. Зависимость величины урожая не только от вложенного труда, но и от природных, от правильного выбора времени работ. Именно это придавало особое значение годовому циклу и подчиняло ему всю жизнь.
Для язычников был важен аграрный аспект земли: земля - почва, рождающая урожай. "Мать - сыра - земля"- почва, насыщенная влагой, питающей корни растений, "матушка-земля", с которой связан целый ряд обрядов и заклинаний. Богиней плодоносящей - земли-почвы была Макошь. Солнце тоже было ценимо земледельцами, как источник света и тепла и условие произрастания всего в природе, но здесь был исключен элемент случайности, элемент капризов божественной воли — солнце было воплощением закономерности. Весь годичный цикл языческих обрядов был построен на четырех солнечных фазах и подчинен 12 солнечным месяцам. Годичный цикл древнерусских празднеств складывался из разных элементов. Одним из элементов были солнечные фазы, вторым был цикл молний и дождей, третьим был цикл празднеств урожая, четвёртым элементом были дни поминания предков, пятым могли быть коляды, праздники в первых числах каждого месяца.
Сравнительно поздний культ Перуна стоял наравне со сложившимися в разное время и имевшими разное происхождение культами Сварога, Хорса и Ярилы. ............