Орловский
Кафедра
К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А
по дисциплине «Социально-культурная деятельность»
или
«Отечественная история»
Т Е М А:
«Принятие христианства на Руси и его социально-культурные последствия»
Выполнила
студентка 1 курса
Преподаватель-рецензент
ОРЕЛ – 2008
ПЛАН:
1. Введение.
Десятый век: что важнее – религия или политика
Международное значение русского христианства
Византия – заинтересована
А Владимир усиливает язычество
И все-таки – христианство
2. Основная часть.
Крещение киевлян – смена культов
А у нас все по-своему
Храмы строятся и пустуют
Русский ли русский язык
Христианская ли христианская семья
Синкретизм – за двумя зайцами: и в наши дни, как при Мономахе 17
3. Заключение.
Бедная Россия
Роль отдельно взятой личности в истории ее собственной жизни.. 35
При князе Владимире Святославиче около 988-989 гг. в качестве новой государственной религии на Руси было принято христианство. Оно становилось единой общегосударственной идеологией для всех областей Руси, где до того существовали местные языческие культы, и тем самым способствовало укреплению единства образовавшегося Древнерусского государства, нуждавшегося в освящении собственности и власти. В нем, прежде всего, увидели проповедь повиновения властям, непротивления, и это отвечало потребности господствующего класса. На протяжении веков, прошедших с тех пор, отнюдь не простых в истории нашей страны, многие авторитетные исследователи, к сожалению, очень по-разному оценивали это историческое явление. Нередко противореча друг другу. Например, кто-то утверждал, что распространение христианства встретило длительное и упорное сопротивление народных масс. Другие же явно пытались выдать желаемое за действительное. Что же делать нам, людям XXI века, с чьей позицией согласиться? Я думаю, надо сказать им всем спасибо за то, что один видел одно, другой – другое и нашел время и возможность оставить потомкам свое мнение. И, конечно, не ища истины в последней инстанции, позволить Татищеву быть Татищевым, Карамзину - Карамзиным, Ключевскому - Ключевским, Соловьеву - Соловьевым, а Гордиенке – Гордиенком и т.д. Мне лично они сообщили много такого, чего я раньше не знала.
Принятие христианства имело большое международное значение. Став христианским, Древнерусское государство получило, по тогдашним понятиям, равное достоинство с другими христианскими державами Европы и в особенности с Византией. Принятие христианства способствовало также развитию культуры в средневековых ее формах, содействовало распространению письменности, развитию зодчества и живописи. С принятием христианства на Русь стали проникать византийская литература и искусство.
А вот стань Владимир мусульманином, тогда вряд ли появилась бы европейская христианская цивилизация. Мусульманские полчища беспрепятственно врезались бы в Западную Европу с трех сторон вилкой: с юга – мавританские полчища, дошедшие, как известно, до Пуатье в южной Франции, сомкнулись бы со среднеазиатскими, булгаро-волжскими и русскими с северо-востока и турецкими с Балкан. Крещение Руси стало живой, решающей, так дорого обошедшейся России, но воспринятой Западной Европой без всякой благодарности, преградой мусульманской агрессии. Так же Византия и балканские славяне, ценой большой крови, потери своей государственности и культурной стагнации (упадка), спасли от турецко-исламского нашествия цивилизацию в центре Европы/
Христианство возникло не на пустом месте. ............