Часть полного текста документа:Принятие и принуждение: конфликт или компромисс? А.Б. Салимулин Начало, процесс, и окончательное образование всех общественных учреждений (включая право), по существу весьма спонтанны - более эффективное установление заменяет собой менее эффективное. Природа современного Закона заключается в принудительном навязывании сверху (монарх, парламент, верховный суд) норм и правил поведения и разного рода отношений. Такое положение вещей неизбежно требует силовую поддержку правящего меньшинства и оправдывающей принуждение доктрины: монарх поставлен править небесами, парламент представляет и выражает народную волю, верховный суд предлагает довериться ему в силу начал справедливости, положенных в основу его сущности. Альтернативным по происхождению является закон, возникший "с земли" или обычай, основанный на всеобщем принятии (здесь как антоним навязыванию, принуждениям) правильности предыдущего опыта, который, впрочем, уступил свое влияние принуждениям сверху. Между тем в основу систем принуждения с очевидной необходимостью были положены постулаты вышедшие из Обычного права. Эта необходимость обусловлена не только здравой логикой, но и рациональными соображениями: если закон, принудительно навязанный сверху, требует насилия для поддержания общественного порядка, то закон, возникший "с земли", работает через взаимное опознавание и принятие. Таким образом, более или менее значительное вкрапление прежних норм в совокупность принуждений соразмерно уменьшает сопротивление большинства и в некоторой степени обеспечивает подчинение. Так, к примеру, представляется несомненным, что экономическая природа ответственности и наказания (восстановление или возмещение), сложившаяся в Обычном праве, образует начала ответственности и наказания в любой правовой системе: ответственность, намерение, величина убытков и статус потерпевшего, как правило, в совокупности учитываются при установлении наказания виновному. Вместе с этим, всякая обида человеку или вторжение в его права должны пройти испытание с точки зрения собственности. Взаимность видится основным источником опознавания обязанности подчиняться юридическому принуждению в принятой юридической системе. Связь в пределах общества должна быть достаточно гибкой (Вы были обязанными мне сегодня, Я могу быть обязанным Вам завтра) или, другими словами, отношение обязанности в теории и на практике должно быть обратимым и встречным, а встречное исполнение всегда должно быть равным в объеме. А поскольку источником опознавания рассматривается взаимность, то права собственности и личные права, вероятно, образовывают наиболее важные первичные правила поведения в любых юридических системах, где встречаются признаки вкрапления элементов обычного права. В конце концов, добровольное опознавание законов и участия в их принуждении, возникнет только когда их надежные преимущества будут приняты большинством, хотя бы потому, что по Обычному праву, правонарушения рассматривались как личные обиды или повреждения, а не преступления некоего закона. Наказание является угрозой, которая порождает новое опознавание навязанного закона, но стимулы должны быть в основном положительными. Каждый должен ожидать от добровольного участия в юридической системе, что его приобретения станут более значительными по сравнению с понесенными лишениями. ............ |