ГОУ ВПО «Курский Государственный Медицинский Университет»
Кафедра философии
РЕФЕРАТ
по философии на тему:
«Природа и экология в философии»
Выполнил: Шульгинов
Антон, 2-БТ, 1 группа
Проверил: Немеров
Евгений Николаевич
Курск, 2009
Онтология — исторически и логически первый раздел любой мало-мальски систематической философии. Этот её раздел стремится выявить первоначала всего сущего, дать окружающей человека действительности предельно общие определения. По сути, это прежде всего философия природы (в том числе природных начал человека, его телесного существования и природной среды жизни общества).
Этимология термина “природа” в большинстве языков — от корня “род”, т.е. начало, исток, откуда всё порождается, происходит. Сравните греч. “phisis” от “phyein” — возникнуть, быть рождённым; лат. “natura” — от “nasci” (то же самое); общеслав. “род”, “рiд”, “ред” — от глагола со значениями “кормить, растить, поднимать” (однокоренные слова “урожай”, “родник”, “рожа”, “рожь” и т.п.) Так человек рождён природой в том смысле, что представляет собой её производную частицу и постоянно черпает из неё материально-энергетические ресурсы своего существования.
В термине “природа” сочетаются несколько понятий:
— вся до- и внечеловеческая реальность — внешний мир, Вселенная и т.п. синонимы предельно универсального содержания; в этом смысле так называется совокупность всех без исключения вещей и процессов, бытие (появление и существование) которых никак не зависит от людей, их воли и их деятельности;
— непосредственно и объективно окружающая человечество среда его обитания, неорганическая и живая, так или иначе испытывающая на себе его влияния (ландшафт, доступные недра Земли, атмосфера и гидросфера, климат, флора, фауна в их биоценозах);
— производный от только что отмеченных, но разнопорядковый с ними смысл того же самого слова — сущность чего-либо, самое главное в чём бы то ни было от начала до конца его существования (допустим, биохимическая сущность организма, подлая сущность плохого в моральном плане человека и т.д.).
Понятие бытия шире понятия природы потому, что кроме объективного бытия природы, существует другое — субъективное бытие человеческого духа. Природа и дух исчерпывают собой всевозможное бытие, за их пределами больше ничего нет (по определению, принятому для данных философских категорий). Дух в виде психики, Разума и его интегральных производных — культуры, цивилизации, с одной стороны, и природа “как совокупность всех вещей, поскольку они могут быть предметом наших чувств и нашего опыта” (И. Кант), с другой, во многом полярны, диаметрально противоположны по способам своего существования, структуре и функциям, но в то же самое время они тесно взаимосвязаны.
Характер их связи по-разному трактуется представителями различных философских и богословских направлений. Анимизм, напомню, одухотворяет природу по прямой аналогии с человеком, делает из неё объект поклонения. Для анимиста нет границы, разницы между человеком и природой. Теизм (от греч. theos — Бог) мысленно вырывает пропасть между вечным и всесильным — божественным Духом и вторичной, низкой природой, которая вся представляет собой лишь тварное осуществление Божественного промысла. ............