Часть полного текста документа:Природа и характер экономических отношений в сфере образования В.В.Чекмарёв Экономические отношения в сфере образования складываются в процессе воспроизводства социальных благ, выступающих как в вещной форме, так и в форме услуг или полезного эффекта труда, труда, потребляемого в процессе производства. При этом сферу образования можно характеризовать, с одной стороны, как составную часть национального хозяйства (народнохозяйственного комплекса), функционирующую по общим экономическим законам, господствующим на данном этапе социально-экономического развития общества, а с другой стороны, как системообразующую основу всего социально-экономического развития, формирующую новые всеобщие экономические законы и закономерности. Такая характеристика может считаться достаточной в силу неравномерного по скорости происходящих процессов перехода общества из индустриального в постиндустриальный этап своего развития, когда главной сферой экономики становится сфера услуг, а лимитирующим фактором - информация1. Одновременно такая характеристика экономических отношений в сфере образования позволяет в дальнейшем анализе сосредоточить внимание не на воспроизводстве благ в вещной форме (в силу тривиального подобного анализа в сравнении с вещной формой продукта, производимого в иных сферах хозяйствования), а на воспроизводстве благ в форме услуг. Итак, для выяснения природы экономических отношений в сфере образования появляется возможность постановки некоторых вопросов по отношению к тому, что происходит с человеком и как он существует в природной и социальной средах. Выяснение этих вопросов может стать механизмом развития или изменения экономических отношений. Сформулируем первый вопрос: чьи потребности реализует образование? Постановка этого вопроса не требует выяснения разницы между обучением и образованием. Действительность такова, что для образования принципиально важно, чьё это образование, кто является носителем потребности в образовании (заказчиком), кому нужны люди, которые будут потребителями продукта сферы образования (носителями образования), другими словами, чьи и какие экономические интересы реализуются в сфере образования и в системе её взаимодействия с другими сферами социально-экономической жизни общества. При этом возникает целевая конструкция, предъявляющая требование к человеку: кем он должен стать в практике общественной жизни. Это требование имеет два взаимообусловливающих, но противоречивых момента - кем он хочет (может) стать и кем его хотят (государство, общество) видеть. Очевидно, что потребности и соответствующие экономические интересы индивида и государства по поводу образования имеют общее основание, заключающееся в том, что образование есть одновременно средство удовлетворения и потребностей индивида и потребностей государства. Но в том-то и дело, что в этом смысле образование является средством удовлетворения весьма разных, может быть даже противоречащих друг другу, в силу соответствующих социальных ролей, потребностей. Отметим, что наиболее утилитарный подход заключается в определении природы образования как развития (формирования) ресурса с помощью заказа одних компонент деятельности через развитие других. ............ |