Часть полного текста документа:Мурманский государственный технический университет Кафедра философии РЕФЕРАТ Природа зла в историко-философской мысли Выполнил: студент 2 курса, группы НЭ-201 Панов Александр Николаевич Проверил: К.ф.н. кафедры философии МГТУ Мачкарина Ольга Дмитриевна МУРМАНСК, 2002 Оглавление Введение. 3 1. Уникальность и реальность проблемы. 5 1.1. Понятие зла 5 1.2. Противостояние добра и зла 6 2. Образы зла в первобытной культуре. 7 2.1. Особенности мифологического восприятия зла 7 2.2. Табуация как способ избежания зла. 8 2.3. Персонификация зла в образах "колдуна" и "злого духа". 9 3. Добро и зло в философии средневековья. 11 4. Позиции религиозной философии по проблеме добра и зла. 12 5. Происхождение зла и человеческая свобода в работах Шеллинга. 14 6. Тема зла в работах Николая Онуфриевича Лосского. 20 7. Психолого-философские исследования феномена: агрессия по Фромму. 23 7.1. Соотношение деструктивности и человеческой свободы. 23 7.2. "Доброкачественная" и "злокачественная" агрессивность. 27 Выводы 30 Список использованной литературы 31 Введение. В наше время не возможно представить себе такую газету, теле- или радиопрограмму, в которой не было бы сообщения о каком-нибудь акте насилия или агрессии. Терракты, убийства, изнасилования, ... А в основе всего - зло. Хотя чаще всего, взаимодействуя с другими людьми, мы не ведем себя жестоко или агрессивно, наше поведение все равно нередко оказывается источником физических и душевных страданий наших близких, проявлением зла. Я не исключаю, что у того, кто прочитал первые строки моей работы, могла возникнуть мысль о том, что именно на современном этапе исторического развития человечества "темная сторона" человеческой натуры как-то необыкновенно усилилась и вышла из-под контроля. Однако сведения о проявлениях насилия в другие времена и в других местах говорят о том, что в жестокости и насилии, царящих в нашем с вами мире, нет ничего из ряда вон выходящего. Существует ряд конкретных примеров, доказывающих это: • при взятии Трои в 1184 году до н.э. греки-триумфаторы казнили всех лиц мужского пола старше десяти лет, а оставшиеся в живых, то есть женщин и детей продали в рабство; • в годы наивысшего подъема испанской инквизиции (1420-1498) многие тысячи мужчин, женщин и детей были сожжены заживо на кострах за ересь и другие "преступления" против церкви и государства; • у бушменов племени Кунг, живущих на юге Африки, процент убийств в несколько раз превышает таковой же в США и, судя по сообщениям, часто жертвами убийств становятся ни в чем не повинные люди (Lea, 1979). • более 45% смертей среди представителей народности уарони, живущей на востоке Эквадора, составляют летальные исходы в результате копьевых ранений, полученных в ходе внутриплеменных стычек (Collins, 1983). • у народности Джебьюси (Gebusi) в Папуа - Новой Гвинее на убийства приходится более 30% смертей среди взрослого населения (Knauft, 1985). Примеры, когда люди убивали и калечили друг друга с помощью стрел, луков, и примитивного оружия конечно поражают воображение. Но к счастью такое происходило на ограниченной территории и не представляло угрозы для всего человечества. В наш же век современных технологий любое мало-мальски развитое государство владеет более опасными видами вооружения... В свете этих тенденций невозможно не признать, что проблема зла как источника (или первопричины) насилия и агрессии относится к числу наиболее серьезных. ............ |