1. Теоретический вопрос. Олигополия и ее место в современной экономике
Олигополия является достаточно распространенной, наиболее сложной и наименее предугадываемой структурой. Небольшое число конкурирующих между собой фирм и большое количество потребителей делает возможным для олигополистов явно или неявно согласовывать свои действия и выступать как единая монополия[1]. Особенностью олигополии есть то, что каждый производитель должен принимать решение с учетом возможной ответной реакции со стороны конкурентов.
Слово «олигос» в переводе с греческого означает мало. Олигополия является преимущественной современной рыночной структурой[2]. Она характеризуется тем, что только несколько фирм (до 10-15) производят всю или значительную часть продукции, на рынке присутствует большое количество потребителей.
Если фирмы отрасли производят стандартную продукцию, отрасль называют чистой олигополией (производство стали, алюминия, меди, цемента, топлива, газетной бумаги, взрывчатых веществ и т.п.)
Если несколько фирм доминируют на рынке дифференцированной продукции, отрасль называют дифференцированной олигополией (производства автомобилей, зубной пасты, сигарет, телевизоров, электроприборов, компьютеров, холодильников, кондиционеров, прохладительных напитков, пива, мыла и т.п.)
Естественная олигополия имеет место, когда несколько фирм могут поставлять продукцию для всего рынка при более низких долгосрочных издержках, чем были бы у множества фирм.
Типичные черты олигополистического рынка[3]:
ü всего несколько фирм обеспечивают весь рынок.
ü продукт может быть как дифференцированный, так и стандартизированный;
ü по крайней мере, некоторые фирмы в олиполистической отрасли владеют большими долями рынка. Т.е. некоторые фирмы на рынке способны влиять на цену, варьируя наличием товара на рынке.
ü существуют определенные барьеры вхождения в отрасль.
ü фирмы отрасли сознают свою взаимозависимость.
Важнейшая особенность олигополии – это стратегическое поведение продавцов: фирма-олигополист должна разрабатывать стратегию своих действий на рынке с учетом потенциальных встречных действий своих конкурентов.
Как показывает практика, в краткосрочном периоде фирмы-олигополисты стремятся держать цену товара постоянной, изменяя при этом объем выпуска. Фирмы распределяют свои капитальные ресурсы (FС) таким образом, чтобы они делились на самостоятельно функционирующие звенья, которые способны выпускать конечную продукцию. Тогда кривая средних переменных издержек олигополиста имеет горизонтальный отрезок, где значения средних переменных издержек совпадают со значением предельных издержек (рис. 1).
Учитывая опыт деятельности за последнее время, фирма прогнозирует возможный спрос на продукцию, и определяет будущую кривую спроса (рис. 2).
АVC, МС
АVС
МС
АVС
МС
МС = АVС
Q1 Q2 Q
Рис. 1. Кривые средних переменных и предельных издержек олигополиста
Р Р
Р*
АVС
Е
М D1 D* D2
MR
Q* Q Q1 Q* Q2 Q
Рис. ............