ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Т.Г. ШЕВЧЕНКО
Кафедра педагогики и психологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по психологии
"Проблема акмеологии кризиса на этапе взрослости.
Особенности развития личности"
студентки ЗО 16 группы
специальность ПМДО
Юлиной Т.В.
Преподаватель:
Тирасполь - 2007
План
Введение. 3
1. Психосоциальная концепция развития личности Эриксона. 7
2. И.С. Кон об этапе взрослости и его значении в жизни человека. 13
3. "Кризис среднего возраста" в современной психологии. 21
Заключение. 27
Литература. 28
Введение Акмеология - наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.
Человек, волнующий акмеологию как науку, учебную дисциплину и эффективную практику, предстает сквозь ее предметно-целевую призму как высшая ценность природы и главный приоритет и творец общества.
Актуальность и востребованность акмеологии, несмотря на неутихающие бурные дискуссии вокруг нее, вполне очевидна, ибо она интегрирует все лучшее в человекознании и человековедении, делает этот бесценный капитал достоянием самого широкого круга заинтересованных людей.
Особую фундаментально-прикладную роль для акмеологии играет психология, в рамках которой она получила признание и успешно развивается. Одним из первых идею изучения человека как целостного феномена выдвинул и начал реализовывать В.М. Бехтерев. Он создал школу, которая на практике занималась решением этой проблемы. В последующем С.Л. Рубинштейн отмечал, что человека надо рассматривать как "совокупность всех внутренних условий". Они расценивались ученым как иерархия низших и высших специфических свойств, избирательно и активно взаимодействующих с внешними условиями и регулирующих деятельность.
Сущность акмеологического подхода заключается в осуществлении комплексного исследования и восстановлении целостности субъекта, проходящего ступень зрелости, когда его индивидные, личностные и субъектно-деятельностные характеристики изучаются в единстве, во всех взаимосвязях и опосредованиях, для того, чтобы содействовать его достижению высших уровней, на которые может подняться каждый. Интеграция данных, получаемых при таком подходе к изучению человека - процесс необычайно трудный и требует создания особой методологии, а также техники их научно-корректного сопряжения их друг с другом.
Для акмеологии немаловажно, что сегодня психология проходит этап переосмысления своих основ, взаимоотношений с другими отраслями знания и реальной практикой. Не подлежит сомнению, что вечен интерес человека к себе. Он постоянно имеет смысл жизни, ибо тот, кто ощущает свою жизнь лишенной смысла, как заметил А. Эйнштейн, не только несчастлив, но и вряд ли жизнеспособен. Ценную идею по данному вопросу высказали и другие авторитеты, в том числе В. Франкл заметил, что "... смысл нельзя дать, его нужно найти. Осуществляя смысл, человек реализует себя сам... "
Степень желаемой зрелости - это многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни, но всегда реально показывает, насколько он состоялся как гражданин, как профессионал-деятель, как бедная или богатая своими связями с окружающей действительностью личность, как семьянин или "неисправимый ловелас" и пр. ............