Часть полного текста документа:Проблема человека в философии Работа студентки 2- го курса Гришениной Анны Валентиновны Проявляется особая сложность этой формы бытия. Для философского подхода характерно, что человеческая форма бытия познается путем сопоставления с другими формами бытия. Философия пытается обосновать мысль об уникальности чело веского бытия, его несводимость к другим формам бытия. Главный вопрос на который философия ищет ответ: Какова сущность бытия ? Проблема человека в философии встала в центре со времен Сократа ( до него в центре была природа). А потом начался процесс антропологизации философии. Существует множество определений сущности человека: человек разумный, человек трудящийся, человек общающийся, человек, живущий в соответствии с моралью, человек играющий. Человек - есть существо проблематичное, зыбкое и неопределенное. 1. Концепция гармонии человека и природы в классической философии и три ее формы Поворот в этой области осуществил Сократ. Его заслуга состоит в том, что он: 1) заявил, что главной проблемой философии является человек; 2) главное не тело в человеке, а его душа. "Познай самого себя". Познание человека, его души - оказалось сложной задачей. И через 2000 лет другой философ Э. Кант заявил, что все философские проблемы сводятся к ответу на один единственный вопрос: Что есть человек? Сложность увидели уже в античном мире и попытались ответить на вопрос. Ответ: человек и природа - единство, гармония , целостность. Т.е. человек и природа близкие родственники. Но такой ответ породил другой вопрос: " А в чем же состоит это единство?" Три способа ответа: 1)Демокрит. Он предложил материалистический способ, утверждая, что человек материален, он состоит из атомов, включая его душу, так же как и вся природа. 2)Платон. Единство человека и природы состоит в том, что они оба идеальны, они берут свое начало в мире идей. 3)И. Христос. Сущность человека и природы едины т. к. созданы Богом, а человек создан по образу и подобию божьему. Все эти способы признавали гармонию человека и природы. Первые признаки кризиса в истине концепции единства обнаружили еще в 17 веке, появилась новая концепция. 2. Зарождение новой концепции человека и природы. Концепции дисгармонии Впервые мысль об отделении человека от природы высказал Б. Паскаль. Отстаивая мысль о дисгармонии он писал: " Это вечное молчание безграничность пространств ужасает! Человек одинок во Вселенной, он заброшен в этот чуждый ему огромный бездушный мир. Человек всего лишь мыслящий тростник который одиноко колышется в бескрайней вселенной". Эта концепция представляет собой антропологическое следствие вывода Н. Коперника. Суть этого открытия состоит в том, что Коперник превратил и Землю и Человека из центра в ничтожную былинку. Кант с его теорией познания " О вещи в себе" представил весь мир как некий огромный айсберг, который предстает перед человеком в виде своей верхушки, а со всей остальной частью человек не может сблизиться. Это тайна. Кант: "Две тайны волнуют меня более всего: а) Звезды и б) Сам человек". 3. ............ |