Часть полного текста документа:Пятигорский Государственный Лингвистический Университет Кафедра Философии Курсовая работа "Проблема человека в истории философии" Руководитель: Волов А.Г. Выполнил: студент группы 401 факультета испанского языка Арутчев Ян Пятигорск, 2000 Содержание Содержание Введение "Сократический поворот" в философии: идеи и метод философии Сократа. Проблема человека. Конфуцианство как этико-политическое и религиозно-философское учение. Место человека в конфуцианстве Глава 1. Конфуций о человеке §1 Человек §2 Конфуцианские начала, знание §3 Ритуал и воспитание §4 Низкий человек и благородный муж §5 Достойный правитель §6 Гуманность Конфуция Глава 2. Позднее конфуцианство о человеке §1 Толкование человеческой природы Мэн-цзы и Сунь-цзы §2 Позднее конфуцианство 1. Хань Юй 2. Чжу Си 3. Ван Янмин §3 Современное конфуцианство Чэнь Юланя Чань-буддизм Учение о человеке в Чань-буддизме §1 Человек Хуэйнена 1. Учение о Едином 2. Истина 3. Просветление §2 Учение Чань в искусстве Человек и природа Заключение Список литературы Введение Что такое человек? Какова природа человека? В чем драма человеческих отношений и человеческого существования? От чего зависят смысл и ценность человеческой жизни? Подобного рода вопросы ставятся в философских текстах разных эпох. Человек - уникальное творение Вселенной. Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека. Философы приходят к выводу, что человеческая натура проявляется в различных качествах (разумность, гуманность, доброта, способность любить и др.), но одно из них является главным. Выявить эту черту означает постичь сущность человека. Какое качество можно считать специфическим человеческим? Есть ли вообще в человеке какое-то внутреннее устойчивое ядро? Философы отвечают на эти вопросы по-разному. Многое зависит от общей мировоззренческой установки, то есть от того, что данное философское направление выдвигает в качестве высшей ценности. Конкретные позиции обуславливаются, в частности, и тем, как рассматривается человек - "извне" или "изнутри". Изучение человека "извне" предполагает осмысление его отношений с природой (космосом), обществом, богом и самим собой. Приобщение к тайне человека "изнутри" сопряжено с постижением его телесного, эмоционального, нравственного и духовного бытия. Сократ - противник афинской демократии. На место вопроса о космосе, вопроса о человеке со всеми его связями он ставит антропозитизм. Сократ претендовал на роль просветителя. Он же враг изучения природы (вмешательства в дело богов). Задача его философии - обоснование религиозно-нравственного мировоззрения, познание природы - безбожное дело. По Сократу, сомнение ведет к самопознанию, затем к пониманию справедливости, права, закона, зла, добра. Он же сказал, что познание человеческого духа - вот главное. Сомнение ведет к субъективному духу (человек), а затем ведет к объективному духу (бог). Опять же по Сократу, особое значение имеет познание сущности добродетели. Он поставил вопрос о диалектическом методе мышления. Он же убедил, что истина - это нравственность. А истинная нравственность - это знание того, что хорошо. И элитарность знания ведет к добродетели. Сократ был цельным человеком, для которого собственная жизнь была философской проблемой, а важнейшим из проблем философии был вопрос о смысле жизни и смерти. ............ |