Часть полного текста документа:Проблема человека в контексте радикальных социальных преобразований Шаров A. H. Преобразования, которые в настоящее время происходят в нашей стране, неоднозначны и своеобразны. При этом их масштабы и характер таковы, что можно говорить о конституировании новой (качественно иной) социально-экономической системы. Источником преобразований является руководство страны, но с самого начала реформ и до сего дня существует широкая поддержка перемен "снизу". Эта поддержка "снизу" рядовыми гражданами предполагает понимание ими тех требований, которые к ним предъявляются как к участникам событий. Освоение и творческое применение новых экономических и политических идей, наличие устойчивой мотивации, направленной на изменения и т. п.,-вот требования, обусловленные реформами. Между тем возникает вопрос: а готов ли человек внутренне к выполнению этих требований? Ведь он сегодня находится в мощном потоке иных социальных реальностей, объем и интенсивность которых просто несоизмеримы с его прошлым социальным опытом. Изменение форм собственности, механизмов социального регулирования уже сегодня привели к тому, что человек оказался в совершенно новой, незнакомой обстановке, к которой он не только не может адаптироваться, но часто просто неспособен адекватно ее воспринимать и оценивать. Уместно напомнить, что повышение роли человека, каждого члена общества в осуществлении социальных преобразований было провозглашено задачей перестройки. В специфических условиях, которые сложились к середине 80-х годов, она была обозначена как "активизация человеческого фактора". М. С. Горбачев сформулировал ее так: "Мы пришли к выводу, что без активизации человеческого фактора, т. е. без учета разнообразных интересов людей, трудовых коллективов, общественных организаций, различных социальных групп, без опоры на них, без привлечения их к активному творчеству, немыслимо решить ни одной задачи, изменить обстановку в стране" [1]. При этом задача активизации человеческого фактора, несмотря на всю ее масштабность, представлялась в принципе относительно простой. Там же М. С. Горбачев пишет: "Вот если видишь высокую цель - сияющий Храм на зеленом холме, тогда самые тяжелые камни - легки, самый изнурительный труд - удовольствие" [2]. Здесь еще не просматривается понимание необходимости изменения самого человека. Следует, правда, иметь в виду, что и преобразования того периода - совершенствования социализма - не предполагали качественных изменений человека и общества. Впрочем, проблематичность адаптации человека к новым условиям существования, освоения им этих социальных условий была отмечена еще на начальных стадиях перестройки [3]. В предельно острой форме она была отрефлексирована в публицистике [4]. В дальнейшем значительное распространение для обозначения особенностей советского человека получило выражение homo soveticus, которое имело хождение на Западе. Оно было введено в публицистический обиход в нашей стране А. Зиновьевым [5]. Конститутивными чертами homo soveticus'a, по мнению тех, кто использовал это понятие, являются пассивность, конформизм, безответственность, социальный паразитизм и т. п. Нужно отметить, что в научной литературе оно не получило распространения, а ряд исследователей вообще отрицали, что именно эти качества составляют особенные черты советского человека [6]. ............ |